• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 6.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6

    6

    В советскую эпоху сочинения Батюшкова становятся неотъемлемой частью основного культурного фонда нестареющего наследия русской классической литературы и неоднократно переиздаются (за этот период появляется 8 изданий сочинений Батюшкова). В литературно-речевом обиходе советской эпохи исключительно часто фигурирует выражение Батюшкова «память сердца» из элегии «Мой гений». Так множество авторов называют свои книги, очерки, статьи и мемуары; в 1962 г. в издательстве «Искусство» выходят озаглавленные так воспоминания Н. А. Розенель-Луначарской с эпиграфом из Батюшкова.

    Естественно, что внимание читателей, писателей и критиков в советскую эпоху особенно привлекает гражданско-патриотический пафос военной поэзии Батюшкова. В годы Великой Отечественной войны эта поэзия активно помогает советскому народу в его героической борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и используется как средство патриотической агитации. В 1943 г., в разгар событий Великой Отечественной войны, появляется книга С. Н. Дурылина «Русские писатели в Отечественной войне 1812 г.», где видное место занимает рассказ о военной лирике Батюшкова и о мужестве, проявленном им в пору борьбы русского народа с наполеоновскими интервентами. Но ярче всего в годы Великой Отечественной войны сказал о гражданско-патриотическом пафосе военной поэзии Батюшкова крупнейший советский писатель А. А. Фадеев. В статье «Отечественная война и советская литература», напечатанной также в 1943 г., Фадеев, говоря о том, что «самое великое счастье, какое выпало на долю советского писателя» в годы войны, это «до конца разделить с народом его лишения и победы, его труды, походы, битвы, воспитывать в нем чувства патриотизма», далее цитировал те строки из послания «К Дашкову», где Батюшков отказывался от своей мирной любовно-эпикурейской тематики во имя гражданско-патриотического долга и решительно отвергал советы друга, рекомендовавшего ему в грозные дни войны и московского пожара «сзывать пастушек в хоровод». Об этих строках Фадеев писал: «Так в 1813 году отвечал «беспечным», а на деле глубоко равнодушным к судьбам своей родины «любимцам чистых Муз и Харит» прекрасный русский поэт-патриот Батюшков»1344.

    Позднее литературная общественность, пресса и радио отмечают 100-летие со дня смерти поэта (1955) и 175-летие со дня его рождения (1962). В посвященных Батюшкову научных статьях и художественных произведениях, которые появились в связи с этими юбилейными датами, опять-таки акцентировался глубокий патриотизм поэта. Не случайно вологодский писатель Александр Романов в напечатанном в 1962 г. в газете «Литература и жизнь» стихотворении «Константин Батюшков в Париже»1345 изобразил поэта как офицера русской армии, полного патриотического воодушевления:

    И в том строю, причастный к славе,
    Перехватив ремнями стан,
    Летел в седле веселый, бравый
    Российской службы капитан.
    . . . . . . . . . . . . .
    Он понимал, что здесь впервые
    За много лет трудов и битв
    Теперь на мир глядит Россия
    И на Россию мир глядит.

    Однако очень заметного прямого влияния лирика Батюшкова на советскую поэзию не оказала и не могла оказать. Прошло слишком много времени, и между Батюшковым и советской поэзией, представляющей собой совершенно новый — овеянный идеями революции — художественный этап в развитии искусства стихотворного слова, уже стояли Пушкин и другие крупные русские поэты-классики, после появления произведений которых творчество Батюшкова уже несколько отступило в тень (это не исключало того, что Батюшков косвенно повлиял на советскую поэзию, хотя бы через Пушкина, творчество которого он в значительной мере «оплодотворил»). Все же надо отметить, что любимым поэтом Иосифа Уткина, наряду с Лермонтовым и Маяковским, был и Батюшков1346. Еще более показательно, что заглавием книги замечательного советского поэта Н. С. Тихонова «Тень друга», написанной в 1935—1936 гг., становится название известной элегии Батюшкова. Открывающему эту книгу стихотворению, которое также озаглавлено «Тень друга»1347, предпослан эпиграф из упомянутой элегии Батюшкова: «Я берег покидал туманный Альбиона». В стихотворении Тихонова, как и в элегии Батюшкова, нарисовано морское путешествие поэта; притом в нем есть идущие от нее художественные детали. Здесь, например, говорится о чайках:

    О, птицы полуночные,

    Вас кличем гальционами,
    Летящими бесстрашно.

    «За кораблем вилася гальциона». Но Тихонов, как поэт революции, переосмысляет образ друга, намеченный в элегии Батюшкова. Друг поэта в стихотворении Тихонова — это герой-революционер, простой человек, борющийся в разных западных странах за свободу и счастье человечества:

    Но в тенях ночи Запада
    Тень друга я угадывал —
    Быть может, он в Валенсии,
    В Париже или в Праге он...

    На баррикадах Вены ли
    Он ранен...

    Таким образом, лучшие стихи Батюшкова выдержали проверку временем. Как и все подлинно высокие произведения искусства, они вырвались за рамки своей эпохи и прошли через «завистливую даль» веков. И сейчас они продолжают жить полной жизнью и доставлять читателям большое эстетическое наслаждение. И сейчас они могут служить прекрасной школой художественного мастерства для каждого поэта. Как знак величайшего уважения к Батюшкову на его могилу в Вологде в октябре 1970 г. был возложен венок с надписью «От писателей России»1348. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    с передовой общественной мыслью и, несмотря на известную скованность и ограниченность старыми формами, устремлена вперед — в художественные дали романтизма. Именно потому, что Батюшков был прежде всего новатором, он сделался любимым и главным учителем юного Пушкина. Что же касается его общего влияния на Пушкина и русскую поэзию, оно являлось гораздо более сильным и плодотворным, чем предполагалось до сих пор. А весь анализ, проведенный в этой работе, показывает, что Батюшков — талантливейший русский поэт с необычайно трагической судьбой — больше, значительнее, разностороннее и интереснее, чем нам казалось.

    Сноски

    1344 А. Фадеев. За тридцать лет. М., 1957, стр. 257—258. Батюшковское послание «К Дашкову» назвал в числе своих любимых произведений русской гражданской поэзии Павел Антокольский (см. его статью «Шесть простых истин». — «Литературная газета», 19 февраля 1969 г.).

    1345 «Литература и жизнь» 17 октября 1962 г. В этом стихотворении творчески использовано письмо Батюшкова к Гнедичу, посланное из окрестностей Парижа 27 марта 1814 г. (см. III, 252 и др.).

    1346 Как подобает молодым. — «Новый мир», 1947, № 5, стр. 169.

    1347 См. об этом стихотворении в статье Л. А. Озерова «К. Н. Батюшков» (К. Н. Батюшков. Сочинения. М., 1955, стр. 29).

    1348 «Известий» и «Литературной газеты» от 21 октября 1970 г.

    1349 Указатель составлен Т. Е. Киселевой.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6
    Раздел сайта: