• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 6.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6

    6

    Заканчивая стилевую характеристику Батюшкова-поэта, нельзя не остановиться на его мастерстве. Батюшков определенно отмежевывался от чисто формального взгляда на искусство. В письме к Жуковскому он говорил о поэзии: «Мы смотрим на нее с надлежащей точки, о которой толпа и понятия не имеет. Бо́льшая часть людей принимает за поэзию рифмы: а не чувство, слова, а не образы. Бог с нею»1118. Требование содержательности Батюшков предъявлял и к изобразительному искусству. В очерке «Прогулка в Академию художеств» он писал: «Я не одних побежденных трудностей ищу в картине. Я ищу в ней более: я ищу в ней пищу для ума и для сердца»1119. По свидетельству Н. А. Полевого, Батюшков не видел «ничего особенного» в «гладких стихах», считая, что их появилось слишком много1120. Но вместе с тем Батюшков умел воплотить большое и значительное содержание в блестящей художественной форме. Это восхищало его современников. Для И. Георгиевского Батюшков — поэт, который «щастливо успел в версификации и сладостном изображении идей»1121, для Вяземского «великий мастер»1122, для Дмитриева поэт, показавший «совершенство русской версификации»1123, для Пушкина «чудотворец» стиха1124.

    Взыскательный мастер — вот наиболее точная характеристика Батюшкова-художника. «Сознательность поэтического творчества составляет его отличительную черту», — правильно утверждал Л. Н. Майков1125. Как показывают слова Батюшкова из его неопубликованной записной книжки, он резко подчеркивал, что крупный художник не только создает эстетические шедевры, но и ясно понимает, как их надо создавать. «Я заметил, что тот, кто пишет хорошо, рассуждает всегда справедливо о своем искусстве, — замечает Батюшков. — Если вы хотите научиться, то говорите с часовым мастером о часах, с офицером о солдатах, с крестьянином о землепашестве. Если хотите научиться писать, то читайте правила тех, которые подали пример в их искусстве»1126. Вместе с тем Батюшков любил говорить о серьезности поэтического труда, который явно недооценивали светские круги. В той же неопубликованной записной книжке он утверждал, что поэзия «есть искусство самое легкое и самое трудное, которое требует прилежания и труда, гораздо более, нежели как об этом думают светские люди»1127.

    Батюшков хорошо сознавал необходимость постоянной творческой работы, обеспечивающей рост талантливого художника. «Труд, я уверен в этом, — писал Батюшков, — никогда не потерян»1128 и, по собственному выражению, «целый век бледнел над рифмами»1129. Он старался идти к «славе» «стезею труда и мыслей»1130, и этот труд давал ему подлинное удовлетворение. В речи о легкой поэзии он утверждал, что именно творческая работа «доставляет» писателям «чистейшие наслаждения среди забот и терний жизни»1131«Я имел два, три часа, счастливейшие в моей жизни»1132, а в письме к Вяземскому советует другу: «Не покидай музу. Что без нее в жизни?»1133

    Характер творческого труда Батюшкова определялся желанием создать художественно совершенную психологическую лирику. Батюшков добивается той «красивости в слоге», которая кажется ему необходимой в жанрах «легкой поэзии»1134 (он, например, хочет, чтобы прочитавший его «Опыты» «просвещенный человек» сказал: «вот приятная книжка, слог довольно красив»1135). Самые свои надежды на славу Батюшкова связывает именно с мастерской отделкой лирических миниатюр: «Я люблю славу и желал бы заслужить ее, вырвать из рук Фортуны, — пишет он Жуковскому, — не великую славу, нет, а ту маленькую, которую доставляют нам и безделки, когда они совершенны»1136. Отсюда вытекало стремление Батюшкова непрестанно совершенствовать «механизм стиха». «Не отстать от механизма стихов... для нашего брата-кропателя не шутка», — утверждает он в письме к Гнедичу1137. В то же время Батюшков обосновывал необходимость тщательной отделки деталей. «Пожелаем искусному художнику более навыка, без которого нет легкости и свободы в отделке мелких частей», — говорит он о работах скульптора Есакова1138. Эта «отделка мелких частей» была существенным элементом поэтического труда Батюшкова. Место и роль каждого слова в лирическом стихотворении подолгу обдумываются Батюшковым. «Иногда перестановка одного слова... весьма значительна», — пишет он Гнедичу1139. Батюшков бесконечно «поправляет» свои стихи, иногда делая перерыв в несколько лет между разными стадиями творческой работы. «Стихи свои переправил так, что самому любо, — сообщает он Гнедичу в 1809 г. — Право, лучший судия, после двух или трех лет, сам сочинитель, если он не заражен величайшим пороком и величайшею добродетелью — самолюбием»1140.

    Однако неопубликованная записная книжка Батюшкова свидетельствует о том, что он чаще всего «поправлял» свои стихи через довольно короткий срок после их сочинения и принципиально настаивал на таком методе работы. Процитируем запись Батюшкова, которую можно по справедливости считать самым полным высказыванием поэта о своей творческой работе: «Писать и поправлять одно другого труднее. Гораций говорит, чтоб стихотворец хранил девять лет свои сочинения! Но я думаю, что девять лет поправлять невозможно. Минута, в которую мы писали, как будет далека от нас!.. а эта минута есть творческая. В эту минуту мы гораздо умнее, дальновиднее, проницательнее, нежели после. Поправим выражение, слово, безделку, а испортим мысль, перервем связь, нарушим целое, ослабим краски. Вдали предметы слишком тусклы, вблизи ослепляют нас, итак, должно поправлять через неделю или две, когда еще мы можем отдавать себе отчет в наших чувствованиях, мыслях, соображениях при сочинении стихов или прозы. Как бы кто ни писал, как бы ни грешил против правил и языка, но дарование, если он его имеет, будет всегда видно. Но дарования одного, без искусства, мало»1141. Это тонкое и умное рассуждение свидетельствует о том, что Батюшков прекрасно понимал роль вдохновения — эмоционального подъема, без которого невозможна работа художника, и не придавал отделке деталей самодовлеющего значения, хотя и считал ее весьма важной.

    «Поправлять» стихи Батюшков настойчиво советует и своим друзьям — Вяземскому, Гнедичу и Жуковскому. «Переправь, не поленись», — просит он Гнедича, сообщая ему «замечания» на элегию «Задумчивость»1142. Особенно заботится Батюшков о том, чтобы свои стихи «поправлял» Жуковский, не любивший вносить изменения в уже созданное произведение. «Он не из тех людей, которые переправляют. Ему и стих поправить трудно», — сетует Батюшков в письме к А. И. Тургеневу1143 (ср. слова из письма Жуковского к Вяземскому: «Мелочей поправлять не буду, потому что только изгажу поправкою»1144). Более того, Батюшков предлагает друзьям вносить исправления в его собственные стихи, иногда предоставляя им полную свободу действий («делай, что хочешь», — часто повторяет он в письмах к друзьям)1145. «Правь сам и всем давай исправлять», — пишет Батюшков Гнедичу о своих стихах, подготовляя издание «Опытов»1146.

    Именно высокая творческая требовательность Батюшкова являлась одной из причин того, что его литературная продукция была небольшой по объему. Батюшков считал, что «лучше печатать одно хорошее... нежели все без разбора»1147, и сжигал многие свои стихи, не удовлетворявшие его эстетическим требованиям, резко отделяя «то, что стоит печатания», и то, что надо «предать огню-истребителю»1148. Интересно, что Батюшков был готов сжечь даже «Мои пенаты» в случае, если бы это ставшее знаменитым послание вызвало отрицательный отзыв Жуковского. «Вот тебе... послание к «пенатам», которое подвергаю твоей строгой критике», — писал Батюшков Жуковскому. — Прочти его и переправь то, что заметишь; если и вся пиеса не годится, скажи: я ее сожгу без всякого замедления...»1149.

    Напряженная и систематическая творческая работа позволила Батюшкову пройти путь от слабых и незрелых произведений к художественным шедеврам. Он и сам это сознавал. По-видимому, с его ведома Гнедич в предисловии к той же второй, стихотворной части «Опытов» писал: «Издатель надеется, что читатели сами легко отличат последние произведения от первых и найдут в них бо́льшую зрелость в мыслях и строгость в выборе предметов». В самом деле, начавши с очень слабых произведений («Элегия», «К Мальвине» и др.), Батюшков в 1810—1812 гг. создает замечательные шедевры русской лирики («Мои пенаты», «Элизий» и др.). Особенно показательна переработка им некоторых своих произведений, в частности, программного для него стихотворения «Мечта». Батюшков работал над «Мечтой» на протяжении 15 лет (первая редакция стихотворения относится к 1802—1803 гг., последняя — к 1817 г.)1150. О тщательности и систематичности этой работы свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1810 г. Батюшков послал Вяземскому «прибавление» к «Мечте» и просил его «заметить» «то, что не хорошо, что не понравится»1151«Мечты» демонстрирует «эволюцию батюшковского стиха от тяжеловесных... ямбических шестистопников... к... стиху «Моих пенат»1152. Вместе с тем Батюшков значительно обогащает эмоционально-психологическое содержание своего стихотворения. В этом смысле первая редакция «Мечты» послужила как бы конспектом, из которого в ряде случаев выросли яркие и полные картины1153. Приведем пример. Во второй, как и в первой, редакции. Батюшков писал о том, что фантазия изменяет климат в сознании «мечтателя»:

    О, сладостна мечта! Ты красишь зимний день,
    Цветы в снегах рождаешь,
    Зефирам крылья расправляешь,
    И стелешь в льдинах миртов тень1154.

    Эти чрезвычайно условные образы, выдержанные в духе романтического противопоставления севера и юга, не удовлетворили Батюшкова. В конце апреля 1811 г. поэт сообщал Гнедичу, что «Мечту» он «снова всю переделал и «мирты» послал к черту»1155. Вместо устраненных «миртов» в окончательной редакции «Мечты» возник глубоко прочувствованный биографический эпизод, связанный с воспоминаниями поэта о Финляндии и ее природе.

    О, сладкая мечта! О, неба дар благой!
    Средь дебрей каменных, средь ужасов природы,
    Где плещут о скалы Ботнические воды
    В краях изгнанников... я счастлив был тобой!
    Я счастлив был, когда в моем уединеньи,

    Раздастся ветров свист и вой,
    И в кровлю застучит и град, и дождь осенний.

    Насколько высоким был уровень мастерства поэта в конце его творческого пути, наглядно демонстрируют антологические стихотворения Батюшкова. При всей глубине и емкости своего содержания они по размеру часто не превышают 4—6 строк. Совершенно естественно, что при такой сжатости антологических стихотворений особенно важную роль играли в них разнообразные приемы лирической композиции, позволяющие повысить экспрессивность поэтического повествования (неожиданная «драматическая» концовка1156 или концовка, приобретающая форму афоризма1157«Подражания древним» Батюшков развертывает великолепную цветопись. Здесь возникает целая симфония красок (см. образы «лазурный царь пустыни» (I), розы «румянее крови́» (II), кипарис, который всегда «свеж и зелен» (III), «лазурь васильков» (IV)1158.

    Таково художественное мастерство Батюшкова — одного из самых крупных русских мастеров слова предпушкинского периода.

    Сноски

    1118 Батюшков — Жуковскому, середина декабря 1815 г. (III, 356).

    1119

    1120 О духовной поэзии. — «Библиотека для чтения», 1838, ч. 26, стр. 93.

    1121 И. Георгиевский. Карманная библиотека Аонид. СПб., 1821, стр. 193.

    1122 См.: «Московский телеграф», 1828, ч. 19, № 1, стр. 34—45. См. также восторженный отзыв Вяземского о мастерстве Батюшкова, опубликованный в книге М. И. Гиллельсона «П. А. Вяземский». Л., 1969, стр. 89.

    1123 «Сочинения И. И. Дмитриева», т. II. СПб., 1893, стр. 260).

    1124 XII, 267.

    1125 I, 316.

    1126 «Разные замечания» (ПД, ф. 19, ед. хр. 1, л. 56).

    1127 Там же.

    1128

    1129 «Чужое — мое сокровище» (II, 326).

    1130 Батюшков — Вяземскому, 13 сентября 1817 г. (III, 467).

    1131 II, 243.

    1132 Батюшков — Гнедичу, октябрь — декабрь 1810 г. (III 105).

    1133

    1134 См. «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (II, 241).

    1135 Батюшков — Гнедичу, 2-я половина июля 1817 г. (III, 459).

    1136 Батюшков — Жуковскому, июнь 1817 г. (III, 448).

    1137 Батюшков — Гнедичу, начало июля 1817 г. (III, 457).

    1138 «Прогулка в Академию художеств» (II, 110).

    1139 Батюшков — Гнедичу, конец февраля — начало марта 1817 г. (III, 422).

    1140

    1141 «Разные замечания» (ПД, ф. 19, ед. хр. 1, л. 27).

    1142 Батюшков — Гнедичу, 27 ноября — 5 декабря 1811 г. (III, 162).

    1143 «Он печатает свои стихи. Радуюсь этому и не радуюсь. Лучше бы подождать, исправить; кое-что выкинуть: у него много лишнего» (Батюшков — Вяземскому, 11 ноября 1815 г. ЦГАЛИ, ф. 195, ед. хр. 1416, л. 55).

    1144 Жуковский — Вяземскому, 12 апреля 1815 г. («Письма В. А. Жуковского к А. И. Тургеневу» М., 1895, стр. 145).

    1145 См., напр., письмо Батюшкова к Гнедичу от начала июля 1817 г. (III, 458).

    1146 Батюшков — Гнедичу, конец февраля — начало марта 1817 г. (III, 425).

    1147 Батюшков — Жуковскому, середина декабря 1815 г. (III, 358).

    1148

    1149 Батюшков — Жуковскому, 12 апреля 1812 г. (III, 178).

    1150 Ср. также две редакции стихотворения «Веселый час» (см. Б., 78—81 и 460—462).

    1151 Батюшков — Вяземскому, 1-я половина 1810 г. (ЦГАЛИ, ф. 195, ед. хр. 1416, л. 79).

    1152 Б., 473.

    1153 «Мечты», и он сделал на полях «Опытов» следующую заметку: «Писано в молодости поэта. Самое слабое из всех стихотворений Батюшкова» (XII, 272).

    1154 Б., 479.

    1155 III, 120.

    1156 В. В. Виноградов. Стиль Пушкина, стр. 311.

    1157 «К. Н. Батюшков» («Полное собр. стихотворений К. Н. Батюшкова». М.—Л., 1964, стр. 48—49).

    1158 Уваров, печатая свои французские переводы из античных авторов в брошюре «О греческой антологии», указывал, что они созданы в порядке «дружеского соревнования» с Батюшковым (I, 429). В этом соревновании Уваров потерпел полное поражение именно потому, что Батюшков сумел сделать удивительно «вещественными» и конкретными довольно бледные уваровские образы в своем цикле «Из греческой антологии». Напр., вместо упомянутых Уваровым в третьем стихотворении цикла «свежих и легких тканей» («frais et légers tissus») у Батюшкова фигурируют «покровы легкие из дымки белоснежной».

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6
    Раздел сайта: