• Приглашаем посетить наш сайт
    Куприн (kuprin-lit.ru)
  • Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 1.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ

    ПОЭЗИЯ БАТЮШКОВА
    ВТОРОГО ПЕРИОДА

    (1812—1821)

    1

    Начало Отечественной войны стало рубежом, открывшим второй период поэтической деятельности Батюшкова с его новыми темами и проблемами.

    Говоря об этом, нужно прежде всего иметь в виду горячий патриотизм Батюшкова. «Польза и слава России»535 были для Батюшкова конечной целью всякой культурной работы, а родина изображена в его поэзии как предмет горячей и беспредельной привязанности. В поэзии Батюшкова часто встречаются образы «милой» родины536, «страны отцов»537 «отческой земли»538 и повторяется глубоко пережитая лирическая тема воспоминаний о родине под «чуждым небом»:

    О Гейльсберски поля! О холмы возвышенны!
    Где столько раз в ночи, луною освещенный,
    Я, в думу погружен, о родине мечтал...

              («Воспоминание»)

    Как очарованный, у мачты я стоял
          
    Светила Севера любезного искал.
          Вся мысль моя была в воспоминанье
    Под небом сладостным отеческой земли...

              («Тень друга»)

    «Истинный», «просвещенный» патриотизм для Батюшкова — одно из самых высоких свойств человека. Правда, этот патриотизм поэта ограничивала умеренность его политических взглядов. Если для многих радищевцев и для декабристов любовь к родине была неотделима от борьбы за свободу, то Батюшков связывал свой патриотизм главным образом с мирной идеей просвещения. И в то же время этот «просветительный» патриотизм был целиком направлен против реакционной идеологии открытых защитников феодально-крепостнической системы, выступавших под флагом любви к родине. Свой патриотизм Батюшков резко противопоставляет лжепатриотизму шишковистов. Он едко издевается над членами «Беседы» — «славянами», которые, «оградясь щитом любви к отечеству», проявляют «невежество, бесстыдство и упрямство»539.

    Батюшков подчеркивает, что шишковисты защищают не самобытность, а патриархальную отсталость. «Любить отечество должно, — пишет он Гнедичу. — Кто не любит его, тот изверг. Но можно ли любить невежество? Можно ли любить нравы, обычаи, от которых мы отделены веками и, что еще более, целым веком просвещения? Зачем же эти усердные маратели восхваляют все старое?.. Но поверь мне, что эти патриоты не любят или не умеют любить русской земли»540. Вместе с тем Батюшков противопоставляет свой патриотизм фальшивому патриотизму представителей светского общества, громко заявляющих о своей любви к старинным русским обычаям и ведущих на практике офранцуженный образ жизни, тех, кто «сердцем славянин, желудком галломан»541. Пародийное противопоставление патриотических деклараций и французских привычек дано Батюшковым в эпиграмме «Истинный патриот» (1810), где «истый витязь русский», заявляющий свою привязанность к русской старине, «съел соус, съел другой, а там сальмис французский».

    Патриотизм Батюшкова проявился в его отношении к военной службе. Часто говоривший, что ему «очень нравится военное ремесло» в отличие от «чернильной» штатской службы542, Батюшков был храбрым боевым офицером. Замечательно высказывание Батюшкова из его неопубликованной записной книжки о том, что русский офицер должен честно служить своему отечеству и в этом видеть свое «честолюбие». «Что в офицере без честолюбия? — восклицает Батюшков, — ты не любишь крестов? — иди в отставку! а не смейся над теми, которые покупают их кровью»543.

    И современники воспринимали Батюшкова не только как «певца любви», но и как «отважного воина»544, «пламенного героя» «на ратном поле»545.

    Еще в 1807 г. Батюшков записывается в ополчение, созданное во время второй войны России против наполеоновской Франции, и совершает поход в Пруссию. В битве под Гейльсбергом поэт был тяжело ранен в ногу; «его вынесли полумертвого из груды убитых и раненных товарищей»546. В 1808—1809 гг. Батюшков участвует в войне со Швецией и проделывает походы в Финляндию и на Аландские острова. Во время Отечественной войны Батюшков, несмотря на расстроенное ранением здоровье, не хочет оставаться в стороне от борьбы с Наполеоном. «Я решился, и твердо решился, — пишет Батюшков Вяземскому, — отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени»547. В 1813 г. Батюшков вновь зачисляется на военную службу, принимает участие в ожесточенных сражениях, в частности, в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом (в эту пору поэт был адъютатом генерала Н. Н. Раевского) и в составе русской армии «покрытый пылью и кровью»548 в 1814 г. попадает в вынужденный капитулировать Париж (очень большой интерес представляют письма Батюшкова из Парижа, где вступление в него русских войск трактовалось как одно из самых героических событий русской истории, содержались наблюдения над поведением парижан и культурной жизнью Парижа549). Таким образом, Батюшков стал очевидцем и участником величайших исторических событий. Сообщая Гнедичу о «военных чудесах», которые быстро следовали одно за другим во время похода русской армии по Франции, он восклицал: «Я часто, как Фома неверный, щупаю голову и спрашиваю: Боже мой, я ли это? Удивляюсь часто безделке и вскоре не удивлюсь важнейшему происшествию»550.

    Во время Отечественной войны Батюшков остро чувствовал необычайную значительность происходящих событий. При этом он даже в самую тяжелую пору войны не приходил в отчаянье, был уверен в неизбежности разгрома наполеоновских армий и отвергал всякую мысль о мире. В один из самых трудных моментов войны Батюшков пишет отцу из Нижнего-Новгорода: «Не все еще потеряно: у нас есть миллионы людей и железо. Никто не желает мира. Все желают истребления врагов»551. Батюшков понимал огромную роль военного руководства Кутузова. Он с восторгом рассказывал в письмах к друзьям о «подвигах Кутузова», руководившего разгромом французской армии552. Образ Кутузова был нарисован Батюшковым в отрывке «Переход через Неман» (здесь Кутузов — «старец-вождь... блестящий сединами и бранной в старости красой»). Ненависть Батюшкова вызывает Наполеон, которого он считает «новым Атиллой»553«всадника Робеспиера»554. В то же время Батюшков иронизирует над ходульно-схематическим «карикатурным» изображением Наполеона, которое часто встречалось у писателей-шишковистов и вообще было очень распространено в официально монархической литературе, где французский император изображался как «ужасный враг природы», «проклятый небом и землей»555. Даже в послании Жуковского «Императору Александру», где Наполеон «взорами на мир ужасно засверкал», Батюшков с неодобрением нашел «карикатуру» и заметил: «Бонапарте надобно лучше и сильнее характеризовать!»556. В 1814 г., когда Наполеон находился на острове Эльба, Батюшков сочинил сатирическое стихотворение «Новый род смерти», где предлагал «одомарателям» зачитать «до смерти» Наполеона своими удручающе бездарными и монотонными произведениями:

    Нет! С большей лютостью дни изверга скончайте!
    На Эльбе виршами до смерти зачитайте,
    Ручаюсь: с двух стихов у вас зачахнет он!

    И тем не менее ненависть Батюшкова к Наполеону все нарастала. Во время знаменитых «ста дней» Батюшков, уверенный в том, что новое правление Наполеона будет весьма кратким, а новая война «не будет продолжительна»557, сообщал Вяземскому о смерти одной из общих знакомых и прибавлял: «А Наполеон живет, и этот изверг, подлец дышит воздухом. Удивляюсь иногда неисповедимому провидению. Дай бог, чтоб ему свернули шею поскорее...»558

    В отношении Батюшкова к Отечественной войне были и черты исторической ограниченности. Батюшков, например, надеется на то, что «мирное отеческое правление» Бурбонов будет гораздо лучше «судорожного тиранского правления Корсиканца» и в частности принесет пользу искусству, так как Наполеон «доказал, что он не имеет вкуса»559. Как и бо́льшая часть передового дворянства этой поры560, Батюшков верил в Александра I и окружал его образ героическим ореолом. «Государь наш... конечно, выше Александра Македонского...» — утверждал поэт в неопубликованном письме к Вяземскому561. В том же отрывке «Переход русских войск через Неман» вместе с Кутузовым и другими военными вождями как привлекательная фигура изображен «царь младой». Однако и в своих письмах и в своих стихотворениях Батюшков нигде не связывает сочувственные строки об Александре I с прославлением монархии и в этом отношении решительно отличается от консервативных поэтов и журналистов. Кроме того, для Батюшкова до 1815 г. была отнюдь не типична дававшаяся последними религиозная трактовка событий Отечественной войны562. Исключением являлись только «Сцены четырех возрастов», написанные Батюшковым для праздника в Павловске по официальному заказу императрицы Марии Федоровны, переданному поэту Нелединским-Мелецким. Но в данном случае — по верному определению публикатора «Сцен» М. А. Веневитинова — Батюшков ограничился только «ролью версификатора, передающего чужие мысли»563. К тому же Батюшков сочинил «Сцены», носящие ультрамонархический характер, в соавторстве с другими поэтами (Вяземским, Нелединским-Мелецким, Корсаковым, Державиным) и испытывал острое недовольство этими «Сценами», видя в них недостойную «смесь»564.

    Самым же важным в восприятии Батюшковым событий Отечественной войны и ее итогов было то, что он отчетливо понимал колоссальное международное значение этой войны, мировую роль победы русского народа. Он с гордостью подчеркивал, что «неимоверные подвиги» русской армии удивили «всю Европу»565. Батюшков называет «наших воинов» «спасителями Европы» «от нового Атиллы»566, на их «сердце» — по его словам — лежали «бремя и участь целой Европы567. Когда Батюшков хлопотал о том, чтобы его другу Петину, павшему в битве под Лейпцигом, был поставлен памятник на месте сражения, он писал матери своего товарища, что ему «сладко и приятно помыслить», что памятник будет находиться «на поле славы и чести, на том поле, где , на поле, запечатленном нашею кровью»568.

    «патриотизма» многих представителей светского общества, Батюшков снова обвиняет светских людей в том, что, громко заявляя о своей любви к родине, они остаются французоманами в быту. Из Нижнего-Новгорода, куда эвакуировалась дворянская Москва, Батюшков пишет Вяземскому: «Везде слышу вздохи, вижу слезы — и везде глупость. Все жалуются и бранят французов по-французски, а патриотизм заключается в словах: point de paix!»569 И впоследствии Батюшков часто вспоминал, как на нижегородских балах и маскарадах московского дворянства, продолжавшего вести прежний, офранцуженный образ жизни, «наши красавицы, осыпав себя бриллиантами и жемчугами, прыгали до первого обморока в кадрилях французских, во французских платьях, болтая по-французски бог знает как, и проклинали врагов наших»570.

    Во время Отечественной войны Батюшков обрушивается и на тех писателей, которые не желали понять величайшее значение происходящих событий и заслонялись от них мелкими литературными интересами. Возмущение Батюшкова вызывает деятельность «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», в котором он сам когда-то состоял и которое давно уже отошло от каких-либо политических интересов, потеряв всякую связь с традициями Радищева. Острое сознание грандиозности событий Отечественной войны пронизывает одно из писем Батюшкова, где общественный индифферентизм членов «Вольного общества» получает уничтожающую оценку: «Поговорить ли с вами о нашем обществе, которого члены все подобны Горациеву мудрецу или праведнику, все спокойны и пишут при разрушении миров», — восклицает Батюшков и приводит свое сатирическое стихотворение, осмеивающее литераторов, отказавшихся от всяких гражданских интересов:

    Гремит повсюду страшный гром,
    Горами к небу вздуто море,

    И тухнет дальний солнцев дом571,
    И звезды падают рядами.
    Они покойны за столами,

    Бумага есть — и всё добро!
    Не видят и не слышут
    И все пером гусиным пишут!572

    Космический пейзаж первой части стихотворения, олицетворяющий величие происходящих событий, явно противопоставлен будничным и «кабинетным» образам второй части (бумага, гусиное перо). Тем самым Батюшков резко подчеркивает недопустимость равнодушия к судьбам родины, переживающей один из самых трагических и важных периодов своего существования.

    Сноски

    535 Выражение Батюшкова (Батюшков — А. И. Тургеневу, 3 августа 1818 г. — III. 529).

    536 «Судьба Одиссея», «Песнь Гаральда Смелого».

    537 «Разлука» и др.

    538 «Надпись для гробницы дочери Малышевой» и др.

    539 Батюшков — Вяземскому, 27 февраля 1813 г. (III, 217).

    540 Батюшков — Гнедичу, 1 ноября 1809 г. (III, 57—58).

    541 «Прогулка по Москве» (II, 31).

    542 Батюшков — Гнедичу, 19 марта 1807 г. (III, 8).

    543 «Разные замечания» (ПД, ф. 19, ед. хр. 1, л. 26).

    544 См. надпись Жуковского «К портрету Батюшкова».

    545 И. Георгиевский. Карманная библиотека Аонид. СПб., 1821, стр. 149.

    546 А. С. Стурдза. «Московитянин», 1851, ч. VI, стр. 15.

    547 Батюшков — Вяземскому, 3 октября 1812 г. (III, 205).

    548 Батюшков — Гнедичу, 17 мая 1814 г. (III, 271).

    549 См. III, 249—274.

    550 Батюшков — Гнедичу, 27 марта 1814 г. (III, 256).

    551

    552 См. письма Батюшкова к Е. Г. Пушкиной от середины ноября 1812 г (III, 213—214) и от 3 мая 1814 г. (III, 268). Из деятелей Отечественной войны Батюшков также очень ценил Фигнера (см. «Прогулку в Академию художеств», II, 110—111) и генералов, под начальством которых он служил, — Бахметева (см. послание «К Дашкову») и Н. Н. Раевского (см. «Чужое — мое сокровище», II, 327—331).

    553 См. «Переход через Рейн» и «Письмо о сочинениях М. Н. Муравьева» (II, 75).

    554 Батюшков — Гнедичу, 27 марта 1814 г. (III, 250). И. М. Муравьев-Апостол говорил в «Письмах из Москвы в Нижний-Новгород: «Революция! и теперь продолжается она во Франции! и без нее не атаманствовал бы Бонапарте! (письмо шестое. — «Сын Отечества», 1813, № 48, стр. 103).

    555 См. «На выступление гвардии» Степанова («Сын Отечества», 1815, № 25—26, стр. 240), «На вторичное вступление союзных армий в Париж» Д. И. Хвостова («Сын Отечества», 1815, № 35, стр. 91—92) и др.

    556

    557 Батюшков — Е. Ф. Муравьевой, 13 июля 1815 г. (III, 333).

    558 Батюшков — Вяземскому, март — июнь 1815 г. (ЦГАЛИ, ф. 195, ед. хр. 1416, л. 74).

    559 Батюшков — Дашкову, 25 апреля 1814 г. (III, 262).

    560 «Он, все сделал», — писал, напр., об Александре I будущий декабрист Н. И. Тургенев, касаясь победы русских в Отечественной войне (Н. И. Тургенев — С. И. и А. И. Тургеневым, 31 марта (12 апреля) 1814 г. — Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.—Л., 1936, стр. 122).

    561 Батюшков — Вяземскому, 10 января 1815 г. (ЦГАЛИ, ф. 195, ед. хр. 1416, л. 42).

    562 «К кабинету генерала Бонапарте», сочиненном, как сообщала редакция «Сына Отечества», «в самом сем кабинете», утверждалось, что бог, не захотевший «погибели вселенной», призвал Александра I победить Наполеона («Сын Отечества», 1814, № 28, стр. 67).

    563 См. Б., 590.

    564 См. об этом в «Полном собр. стихотворений К. Н Батюшкова», М.—Л., 1964, стр. 298—299.

    565 «Письмо о сочинениях М. Н. Муравьева» (II, 83).

    566 Там же (II, 75).

    567 «Прогулка в Академию художеств» (II, 98).

    568 Батюшков — г-же Петиной, 13 ноября 1814 г. (III, 308), Курсив мой. — Н. Ф.

    569 Батюшков — Вяземскому, 3 октября 1812 г. (III, 206).

    570 Батюшков — Е. Г. Пушкиной, 3 мая 1814 г. (III, 268).

    571 Батюшковым подчеркнута цитата из стихотворения Державина «На освящение Эрмитажного театра 28 января 1808 г.».

    572

    От автора
    1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6
    1 2 3 4 5 6
    Раздел сайта: