• Приглашаем посетить наш сайт
    Набоков (nabokov-lit.ru)
  • Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 1.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6

    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД
    И СТИЛЬ БАТЮШКОВА-ПОЭТА

    1

    Отвечая на вопрос, к какому литературному направлению следует отнести Батюшкова, исследователи выдвигают и защищают самые различные, иногда прямо противоположные точки зрения. Существуют шесть определений Батюшкова: неоклассик, предромантик, романтик, реалист, представитель «легкой поэзии», карамзинист. Если учесть к тому же неопределенность и многозначность термина «романтизм», то картина окажется еще более пестрой. Так как мы считаем, что Батюшков является предромантиком, необходимо сразу же определить нашу позицию в вопросе о романтизме.

    Для разнообразных предромантических и романтических художественных явлений в русской литературе конца XVIII — начала XIX в. был характерен типологический (в рамках данной эпохи и данных социальных условий) признак, указанный Белинским. В статьях о Пушкине Белинский писал: «В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть но что иное, как внутренний мир человека, сокровенная жизнь его сердца»907. Высказывание Белинского правильно, по нашему мнению, констатирует, что сущностью русского предромантизма и романтизма конца XVIII — первой четверти XIX в. было своеобразное и новое решение проблемы личности. В романтическом литературном движении художественно воплощалось отъединение, отщепление личности от официально-государственного мира самодержавной России (в активных формах романтизма такое отщепление, разумеется, доходило до бунта против общества). В советском литературоведении это ярче всего показал Г. А. Гуковский, отметивший, что «культ свободной личности в ее душевной отъединенности» был «одной из основ романтизма»908. По нашему же мнению, это была основа основ, и все остальные черты русского предромантизма и романтизма определялись ею. В русском романтическом движении культ мечты — ухода в мир фантазии — обусловливался именно неприятием личностью существующей действительности; образ нации с ее конкретными, неповторимыми особенностями строился предромантиками и романтиками по типу отдельной личности; система художественных средств у писателей, входивших в романтическое движение, должна была выразить внутренний мир личности.

    Уже в лирике классицизма делаются попытки нарисовать этот мир. Он изображен в анакреонтических песнях Кантемира и Ломоносова, в элегиях и любовных песнях Сумарокова и в особенности в анакреонтике позднего Державина, в творчестве которого сосуществовали два полярно противоположных образа — «полезного» государственного деятеля и отказавшегося от славы и чинов эпикурейца (см. стихотворный диалог Державина «Философы пьяный и трезвый»). Однако в творчестве создателей русского классицизма интимно-психологическая лирика была второстепенной и периферийной, поэтому они вообще не придавали ей большого значения. В применении к русскому классицизму (за исключением творчества позднего Державина, которое не только явилось вершиной русского классицизма, но и знаменовало собой его распад и выход нашей поэзии на новые пути) мы вправе говорить лишь об отдельных темах и мотивах, отдаленно «перекликающихся» с будущей романтической поэзией. Однако уже в 70-е годы XVIII в. возникают достаточно четкие предромантические явления (в частности «Душенька» Богдановича, лирика учителя Батюшкова М. Н. Муравьева). А в конце 80-х — начале 90-х годов XVIII в. бурное развитие сентиментализма в русской поэзии открывает в ней предромантический период, который, по нашему мнению, длится до начала 20-х годов XIX в. Вершиной и заключением этого периода явилась, как нам кажется, гениальная поэма Пушкина «Руслан и Людмила»909. Правда, в пределах этого периода развивалась и поэзия «законченного» романтика Жуковского. Однако именно ввиду своей законченности последняя была тогда единичным явлением.

    возникает культ мечты910 и требование свободы от всякой системы «правил»911. Все это показывает, что термин «сентиментализм», подчеркивающий «чувствительность» входящих в эту школу писателей, выразившуюся в их художественной продукции, правилен, но недостаточен. Школа сентиментализма с точки зрения ее историко-литературного положения и эстетической сущности может быть определена как предромантическая прежде всего потому, что в произведениях ее приверженцев было дано новое, хотя и довольно поверхностное описание внутренней жизни «отъединенной» личности, подготовившее романтизм.

    Художественные достижения предромантиков становятся еще более яркими в 1800—1810-е годы. Ряд талантливейших поэтов этого времени был связан с так называемым карамзинизмом (Белинский, как известно, полагал, что «весь период от Карамзина до Пушкина следует называть карамзинским»912). Понятие карамзинизма, конечно, шире понятия сентиментализма. Если старшие карамзинисты (сам Карамзин, Дмитриев, Нелединский-Мелецкий) действительно являлись сентименталистами и их произведения отличались преувеличенной, подчас гиперболической «чувствительностью», то многие младшие карамзинисты, объединившиеся в обществе «Арзамас» (Вяземский, «лицейский» Пушкин и др.), отнюдь не были сентиментальными поэтами и даже иронизировали над излишней «слезливостью». Многие младшие карамзинисты испытали значительное влияние просветительской философии, но все же, следуя за Карамзиным и отстаивая его эстетические идеи, видели свою главную творческую задачу в изображении интимно-психологической жизни человека и выработке соответствующих художественных средств. Эта задача объединяла старших и младших карамзинистов и делала их всех предромантиками, предвосхитившими характерную для романтиков погруженность в стихию чувства.

    Предромантиком, как было сказано, являлся и младший карамзинист Батюшков. Термин «предромантизм» применяется нами, во-первых, для качественной художественной оценки поэзии Батюшкова: он отмечает незаконченность игравших в этой поэзии ведущую роль романтических устремлений. Термин «предромантизм» применяется нами, во-вторых, в значении времени, в хронологическом смысле (Батюшков подготовил предромантические и отчасти романтические произведения Пушкина). Здесь следует особо подчеркнуть, что термин «предромантизм», который, по нашему мнению, наиболее точно характеризует и полнее всего охватывает такое сложное и противоречивое явление, каким было творчество Батюшкова, особенно удобен в соотнесении с терминологической характеристикой отдельных этапов творчества Пушкина. Если мы будем считать Батюшкова законченным романтиком или реалистом, то нам неизбежно придется характеризовать теми же терминами «лицейского» Пушкина, так как он в основном выступал как прямой последователь Батюшкова. Это «сместило» бы общую перспективу художественного развития Пушкина (пришлось бы, например, или признать всего Пушкина до начала создания «Евгения Онегина» романтиком или говорить о том, что он в лицее был реалистом, а потом перешел к романтизму). Между тем лицейская, в основном карамзинистская, лирика Пушкина была по существу и по своему положению в творчестве великого русского поэта именно предромантической.

    «отсчитывая» ее от них, мы неизбежно должны прийти к выводу, что ее основные черты определялись романтическими тенденциями и настроениями, так как в ней запечатлелся внутренний мир личности, не принимавшей мрачную действительность, отъединявшейся от нее и потому уходящей в мир мечты о свободном гармоничном человеке, пользующемся всеми радостями бытия. Но именно проблема изображения внутренней жизни человека являлась самым слабым местом классицизма и был решена лишь романтиками. Таким образом, идейная основа поэзии Батюшкова не имеет ничего общего с классицизмом. Современники Батюшкова, в том числе и Пушкин, относили его вместе с Жуковским к «новой школе», сделавшей значительный шаг вперед в развитии русской поэзии (см. об этом в главе первой). Пушкин в 1830 г. писал о школе, «основанной Жуковским и Батюшковым»913. Современники не ошибались и не могли ошибиться в этом вопросе. Батюшков был прежде всего новатором. Уже к поэзии Батюшкова применимы процитированные выше слова Белинского о том, что романтизм — это «внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца». В этом смысле показательно, что опыт античного искусства используется Батюшковым в новой, неклассицистической художественной функции и служит у него той же задаче изображения внутренней жизни человека. Желая верно и изящно обрисовать ее, Батюшков ценит в античном искусстве «отголосок глубоких познаний природы, страстей и человеческого сердца»914 имена близких ему античных «эротических» поэтов — создателей полной «воображения» психологической лирики (здесь фигурируют Бион, Мосх, Симонид, Феокрит, Анакреон, Сафо, Катулл, Тибулл, Проперций, Овидий915). Не случайно особое внимание Батюшкова к римской элегии, в частности к элегии Тибулла. Еще современник Батюшкова П. Е. Георгиевский говорил в лекциях, читавшихся в Царскосельском лицее: «Тибулл из всех древних поэтов есть единственный, коего образ чувствования так сопряжен с романтическим, что мог бы легко почесться поэтом новейших времен»916. Именно ориентация на психологическую тематику была одной из главных причин интереса Батюшкова к интимной лирике античных авторов, и этот интерес отнюдь не выпадал из его общих романтических тенденций.

    Отметим, что незакономерно ставить знак равенства между устремлениями к античности Батюшкова и Гнедича, вводя этих двух поэтов в число представителей так называемого «неоклассицизма». «Героическая» античность Гнедича не похожа на «интимно-психологическую» античность Батюшкова. Обоих поэтов сближает здесь, главным образом, романтическая задача художественного проникновения в культуру подлинного античного мира. Однако Гнедичу, во многом предвосхитившему гражданский романтизм поэтов-декабристов, античность нужна как средство создать героическое искусство, исполненное пафоса высоких подвигов. Батюшков же, дружески поддерживавший Гнедича в его подвижнической работе над переводом «Илиады», все-таки однажды заметил: «Гомер, конечно, Гомер, но его читать нельзя без скуки во всю свою жизнь»917. Считая Батюшкова и Гнедича «неоклассиками», сторонники этого термина по формальным признакам объединяют в рамках одного направления двух существенно отличавшихся друг от друга писателей, выразивших в своем творчестве глубоко различные мотивы, связанные с развитием русского романтизма. Как мы видели, по ряду важнейших вопросов у Батюшкова и Гнедича не было никакого творческого единства, и они вели между собой горячие споры по эстетическим проблемам. Да и вообще термин «неоклассик» незакономерно выключает новатора Батюшкова из передовых течений русской литературы начала XIX в. как носителя своеобразных архаических тенденций, как поэта, который якобы «смотрит назад» и возрождает в новой форме старые художественные традиции.

    системы. Он утверждает, что наука о жизни стихотворца, которую следует создать, была бы гораздо важнее всех классических «законов»: «Эта наука была бы для многих едва ли не полезнее всех Аристотелевых правил, по которым научаемся избегать ошибок, но как творить изящное — никогда не научимся»918. Систему «правил» Батюшков заменяет понятием «вкуса», основанного на непосредственном эстетическом чувстве. «Древний вкус», а не систему правил Батюшков ценит в античном искусстве919. Замечательные высказывания о «вкусе» содержит неопубликованная записная книжка Батюшкова. Здесь он утверждает, что «вкус можно назвать самым тонким рассудком»920. Предвосхищая эстетические теории романтиков и явно отходя от нормативности классицизма, Батюшков отказывается считать «вкус» «законом». «Вкус не есть закон, — замечает Батюшков, — ибо он не имеет никакого основания, ибо основан на чувстве изящного, на сердце, уме, познаниях, опытности и пр.»921.

    Батюшков — и это была, конечно, одна из романтических сторон его эстетики и поэтики — превосходно ощущал и старался подчеркнуть национальное своеобразие искусства разных народов, находя, что каждый народ обладает особыми «неповторимыми» чертами. По мысли Батюшкова, бесконечное разнообразие природы различных стран создает особые типы поэзии. Эта мысль проходит в батюшковском «Послании И. М. Муравьеву-Апостолу». Здесь Батюшков особенно выдвигает эстетический опыт Ломоносова, родившегося на крайнем Севере:


    Природа! ты не раз на Севере являлась
    И в пламенной душе навеки начерталась.

    Такую же мысль находим в статье Батюшкова «Нечто о поэте и поэзии», где говорится: «Климат, вид неба, воды и земли, все действует на душу поэта, отверзтую для впечатлений. Мы видим в песнях северных скальдов и эрских бардов нечто суровое, мрачное, дикое и всегда мечтательное, напоминающее и пасмурное небо севера, и туманы морские, и всю природу, скудную дарами жизни, но всегда величественную, прелестную и в ужасах. Мы видим неизгладимый отпечаток климата в стихотворцах полуденных — некоторую негу, роскошь воображения, свежесть чувств и ясность мыслей, напоминающие и небо и всю благотворную природу стран южных, где человек наслаждается двойною жизнию в сравнении с нами, где все питает его чувства, где все говорит его воображению»922. Батюшков близко подходит к романтическому «конкретному» пониманию античности. Как мы видели, в своей сатирической сказке «Странствователь и домосед» он стремился показать индивидуальное лицо античной культуры и нарисовал быт древних Афин, используя книгу Бартелеми «Путешествие младшего Анахарсиса по Греции». В этом плане Батюшков предвосхитил эстетические теории некоторых романтиков, в частности Вяземского, видевшего «главное существеннейшее достоинство» древних авторов в «отпечатке народности, местности», лежащем на их произведениях923.

    «особенный» индивидуальный, конкретно-национальный дух античной, итальянской и французской поэзии. При этом особенности мироощущения Батюшкова определяют его расхождение с Жуковским в области художественного использования разных типов национальных культур. Мистическому средневековью, накладывавшему свой сумрачный колорит на переводные произведения Жуковского, в переводах Батюшкова противостояла ясная праздничная античность и солнечная культура итальянского Возрождения. В разработке же русской национальной тематики он, конечно, отставал от Жуковского, уже в 1812 г. закончившего свою «Светлану». Но самое стремление проникнуть в дух русской национальной тематики было чрезвычайно характерно для Батюшкова: недаром он хотел создать поэму с русским национальным сюжетом (см. об этом ниже), а в плане курса русской словесности акцентировал своеобразие отечественной литературы и ставил вопрос: «Что всего свойственнее русским?»924

    Во всем этом комплексе предромантических сторон художественно-эстетической системы Батюшкова существеннее всего ее антирационализм. Стихи из элегии Батюшкова «Мой гений»: «О память сердца! Ты сильней // Рассудка памяти печальной» можно было бы сделать эпиграфом ко всей поэзии Батюшкова. «Что ни говорите, сердце есть источник дарования; по крайней мере оно дает сию прелесть уму и воображению, которая нам более всего нравится в произведениях искусства», — замечает Батюшков в одном из своих очерков925. «Счастлив тот, кто пишет потому, что чувствует», утверждает он и в неопубликованной записной книжке926 создавая подлинно трагические образы, не укладывающиеся в рамки интимной лирики.

    «новой школы», Батюшков не был романтиком в полном смысле слова. Романтические устремления Батюшкова, игравшие доминирующую роль в его творчестве, еще не оформились в целостную художественную систему и были незавершенными. Батюшков сделал дальнейший шаг к романтизму по сравнению с Карамзиным и вообще сентименталистами уже потому, что он стал изображать сильные «беззаконные» страсти, захватывающие всего человека (см. об этом выше). Но, с другой стороны, он гораздо сильнее, чем «законченный» романтик Жуковский, был связан с классицизмом. От классицизма у него, в частности, шла любовь к античности, мифологии и к идеальной четкости художественных форм. Конечно, опыт античного искусства используется Батюшковым в новой, романтической художественной функции. И все же античные сюжеты и систематическое обращение к мифологическим образам в известной мере сковывали Батюшкова, замыкая его в «готовые» формы, и свидетельствовали о некоторой статичности его художественного мышления. Исключительно часто проявлявшееся у Батюшкова стремление к «прекрасной ясности» вносило в его стиль отнюдь не романтические элементы и иногда придавало его художественной манере отпечаток некоторого эстетического рационализма, хотя в целом она была, как отмечено выше, антирационалистической.

    Кроме того, Батюшков, в отличие от русских романтиков 20-х годов, никогда не нападал на «мэтров» классицизма, ограничиваясь борьбой с их эпигонами, не был создателем романтической эстетики и еще не выдвинул обоснованное впоследствии романтиками утверждение, что мир личности нужно и можно выразить в новаторских художественных формах, которые должны диктоваться исключительно вдохновением поэта. Можно спорить о том, всегда ли поэт, принадлежащий к тому или иному направлению, имеет теоретическую программу, но, если поэт ее имеет, она, как правило, должна соответствовать его художественной практике. Главный же теоретический «документ» художественного мышления Батюшкова — «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» — был своеобразным эстетическим манифестом русского предромантизма927, но ни в коем случае не русского романтизма. Батюшков выдвигает здесь на первый план «личностные» элементы русского классицизма (любовные и анакреонтические стихи Ломоносова, Сумарокова и Державина, интимно-психологическую лирику сентименталистов, а также поэзию Жуковского, которую он, однако, не называет романтической). Романтические тенденции, несомненно, проявляются в «Речи» Батюшкова. Например, он делает совершенно невозможную для поэта-классика вещь: требует, чтобы интимно-психологической лирике отдавалась бы такая же дань уважения, как одам, трагедиям и героическим поэмам928, и даже идет дальше, утверждая, что «язык страсти и любви» — «любимейший язык муз»929«Речи» есть моменты, явно идущие от классицизма: Батюшков считает высоким достоинством поэзии четкость, ясность и отшлифованность художественных форм. «В легком роде поэзии, — замечает Батюшков, — читатель требует возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости и плавности»930. Это требование позволило Батюшкову создать чистый и красивый литературный язык, но оно не имело ничего общего с «разорванностью» и «отрывочностью» художественных форм будущей романтической поэтики. Отметим кстати, что нецелесообразно называть Батюшкова представителем «легкой поэзии» только потому, что он сам в «Речи» говорил о такой поэзии. Уже Белинский подчеркивал, что слово «легкая поэзия» «далеко не вполне выражает предполагаемое им значение»931, и иронизировал над ее противопоставлением «тяжелой поэзии»932. Батюшков понимал под «легкой поэзией» произведения сравнительно небольшого размера, противоположные «высоким» жанрам классицизма (в том числе даже баллады Жуковского и басни Крылова). Это определение так широко и расплывчато, что его невозможно применять в историко-литературных целях. Если же считать «легкой поэзией» лирику любви и дружбы, то слишком большое количество произведений попадет в эту рубрику. Кроме того, лирика любви и дружбы у Карамзина и его последователей, к которым принадлежал и Батюшков, резко отличалась от подобной лирики у поэтов классицизма и входила в общий поток предромантической литературы. Наконец, действительно очень неопределенный термин «легкая поэзия» не намечает историко-литературного места Батюшкова и никак не может характеризовать ее послевоенный период с его трагическими мотивами (произведения типа «Умирающего Тасса», где дано описание тяжелой участи поэта, уж конечно, не «легкая поэзия»).

    Таким образом, художественный метод предромантика Батюшкова был очень сложным: он включал в себя разнородные элементы, из которых крупный русский поэт сумел создать высокохудожественный сплав — проникнутые чувством ясные и гармоничные стихи. В этом сплаве были и реалистические элементы, хотя, по нашему мнению, они проявились с гораздо большей силой в прозе Батюшкова и нельзя говорить о реализме Батюшкова-поэта как о сложившемся художественном методе933 — лирики Пушкина и некоторые существенные черты его вольнолюбивого романтизма 20-х годов (к темам и проблемам этого романтизма Батюшков, как мы видели, вплотную подошел во втором периоде своей деятельности, когда предельно усилились романтические тенденции его поэзии). При этом очень важно, что основным предметом художественного изображения в предромантической поэзии Батюшкова была внутренняя жизнь человека, а основным эстетическим принципом такого изображения — «истина в чувствах»934. Это определило собой стиль Батюшкова-поэта.

    Сноски

    907 VII, 145.

    908 Гр. Гуковский.

    909 В вопросе об отнесении поэмы к тому или иному литературному направлению до сих пор нет согласия и ясности. Мы считаем ее предромантической, так как в ней дано тонкое изображение психологической жизни героев, типичное для предромантиков. Вместе с тем эта поэма, рисующая древнюю Русь, выдержана в отечественном колорите. За «Русланом и Людмилой» стоит целая цепь попыток писателей предромантического периода осветить жизнь и культуру древней Руси («Бова» Радищева, «Илья Муромец» Карамзина, «Ермак» Дмитриева, «Громвал» Каменева и весьма многочисленные повести целого ряда авторов — того же Карамзина, М. Н. Муравьева, Арцыбашева, Нарежного, С. Н. Глинки и др.).

    910 См. стихотворение Карамзина «К бедному поэту».

    911 См. стихотворение Карамзина «Протей, или Несогласия стихотворца».

    912 VII, 139.

    913

    914 «Прогулка в Академию художеств» (II, 103).

    915 II, 239.

    916 Лекции П. Е. Георгиевского были записаны лицейским товарищем Пушкина А. М. Горчаковым («Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», вып. 6. М.—Л., 1941, стр. 105).

    917 Батюшков — Гнедичу, декабрь 1809 г. (III, 68).

    918 «Нечто о поэте и поэзии» (II, 120).

    919 «Петрарка» (II, 168).

    920 «Разные замечания» (ПД, ф. 19, ед. хр. 1, л. 19).

    921

    922 II, 124—125. См. подробно о теоретических высказываниях Батюшкова в нашей статье «Батюшков и романтическое движение» («Проблемы романтизма». М., 1967, стр. 112—131).

    923 «Вместо предисловия к «Бахчисарайскому фонтану» («Полное собр. соч. П. А. Вяземского», т. I. СПб., 1878, стр. 169).

    924 «Чужое — мое сокровище» (II, 338).

    925 «Воспоминание о Петине» (II, 196).

    926 «Разные замечания» (ПД, ф. 19, ед. хр. 1, л. 25).

    927 Это был манифест очень поздний. В «Речи», относящейся к 1816 г., Батюшков как бы подводил итоги развития новой русской поэзии в конце XVIII — начале XIX в. Но его собственная художественная практика уже в значительной мере не совпадала с теми теоретическими позициями, которые заявлялись в «Речи», так как после 1812 г. он шел по пути углубления и обострения «серьезной» тематики и лишь иногда продолжал разрабатывать эпикурейские мотивы.

    928 См. II, 244.

    929 II, 240.

    930 II, 240—241.

    931

    932 I, 49.

    933 Характерно, что в «Речи» Батюшкова нет никакого намека на необходимость правдивого изображения действительности и выработки соответствующих художественных средств.

    934 См. «Речь о влиянии легкой поэзии на язык» (II, 241).

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6
    Раздел сайта: