• Приглашаем посетить наш сайт
    Техника (find-info.ru)
  • Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 5.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Глава 4: 1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6

    5

    Мы видели, что стилевая манера Батюшкова была в основных своих чертах связана с его романтическими устремлениями, с его желанием верно изобразить внутренний мир личности. И все же стиль еще не пришедшего к «законченному» романтизму Батюшкова отличался классической ясностью и уравновешенностью всех своих компонентов. Любовь Батюшкова к математически точной гармонии эстетических форм показывала, что в его лирике, в отличие от романтической поэзии Пушкина, чувства и страсти «отъединенной» личности еще не разрушали своей эмоциональной напряженностью упорядоченного спокойствия подачи художественного материала. Если в пушкинских романтических поэмах мы находим намеренную прерывистость и отрывочность композиции, то центральное послевоенное произведение Батюшкова — элегия «Умирающий Тасс», где дана тема столкновения поэта и «толпы», типичная и для пушкинского романтизма, имеет четко очерченную композиционную форму, что соответствует последовательному, строго логическому развитию мыслей и чувств героя. И хотя творческий мир Батюшкова отличался в целом высокой художественностью, в «Умирающем Тассе» противоречие между романтическим характером основной идеи и ее несколько холодноватой классической разработкой мешало выявлению социально-психологической остроты темы и снижало художественный эффект стихотворения. Вероятно, это и было одной из причин, заставивших Пушкина сказать, что «эта элегия, конечно, ниже своей славы»1100 (впрочем, как мы отметили в главе третьей, в некоторых своих элегиях послевоенного времени Батюшков подходит к экспрессивной «отрывистости» любовных произведений Пушкина-романтика).

    В стиле Батюшкова с его ярко выраженной «переходностью» есть и реалистические элементы. Они присутствуют и в военных стихотворениях Батюшкова, и в его литературно-полемических сатирах (см. об этом выше), и в его картинах природы. Некоторые из этих картин свидетельствуют о движении к реализму, происходящем «внутри» батюшковского предромантизма1101. Наряду с условной романтической южной природой у Батюшкова возникают описания, связанные с природой средней полосы России. Батюшковское послание «К Никите» начинается картиной «роскошной» весны:

    Как я люблю, товарищ мой,
    Весны роскошной появленье
    И в первый раз над муравой
    Веселых жаворонков пенье.
    Но слаще мне среди полей
    Увидеть первые биваки...

    Ср. аналогичную картину в «Пробуждении»:

    Ни кроткий блеск лазури неба,
    Ни запах, веющий с полей,
    Ни быстрый лет коня ретива
    По скату бархатных лугов
    И гончих лай и звон рогов

    Ничто души не веселит...

    О реалистическом характере последнего описания свидетельствует любопытная деталь: в варианте стихотворения речь идет о лае борзых, а не гончих1102, следовательно, для Батюшкова было важно отобрать наиболее точные детали охоты.

    Фауна батюшковской лирики наряду с просто «пташками»1103 включает русских жаворонков1104, а в ее флоре встречаются не только экзотические деревья, но и русские ивы, дубы1105, черемухи, акации1106 и даже березы (в «Послании к А. И. Тургеневу» Крылов мечтает «под тению березы о басенных зверях»). Иногда у Батюшкова даже создается стилевой разнобой между романтическими и реалистическими деталями пейзажа. Так, в его «Тавриде» говорится о стране,

    Где путник с радостью от зноя отдыхает
    Под говором древес, пустынных птиц и вод, —
    Там, там нас хижина простая ожидает,
    Домашний ключ, цветы и сельский огород.

    Здесь сосуществуют два ряда образов — условно-романтический («говор древес», «простая хижина») и бытовой («домашний ключ», «сельский огород»).

    Но важнее всего, что в поэзии Батюшкова сквозь образы условного предромантического мира просвечивает живая действительность — реальный быт небогатого культурного дворянина Александровского времени. Несомненно ошибочна точка зрения Л. Н. Майкова, утверждавшего, что «русские бытовые черты чрезвычайно редки в поэзии Батюшкова»1107. На самом деле бытовые картины занимают видное место в лирике Батюшкова. Совершенно прав Б. С. Мейлах, подчеркнувший, что одной из линий «вызревания элементов реалистического стиля» у Батюшкова было «стремление к изображению лирического героя на... бытовом фоне», связанное с «наполнением» поэзии «содержанием обыденной жизни»1108. Реалистические мотивы и картины у Батюшкова еще не образуют целостный художественный метод. В поэзии Батюшкова еще нет того типического, которое является существеннейшей отличительной чертой реализма. Стремление к типизации сказалось у Батюшкова лишь в отдельных образцах его прозы1109. Однако бытопись в поэзии Батюшкова представляет собой явление, входящее в процесс становления русского реализма.

    Реалистическая бытопись возникала в творчестве многих писателей конца XVIII — начала XIX в., например, у М. Н. Муравьева (см. хотя бы его послание «К Феоне»). Особенно показательны в этом смысле некоторые вещи Дмитриева, в частности его баллада «Отставной вахмистр» с ее подчеркнуто будничным колоритом и сюжетом (см., например, описание запущенного дома героя и двора, заглохшего в крапиве, из этой баллады). Батюшков, подобно Дмитриеву, как бы «вырывает» из быта отдельные его детали и передает их во всей предметной конкретности. В «Моих пенатах» поэт рисует обстановку своего жилища.

    В сей хижине убогой
    Стоит перед окном
    Стол ветхий и треногий

    Архивные материалы показывают, что эта обстановка действительно окружала Батюшкова, что ее описание было воспроизведением действительности. В 1810 г. Батюшков сообщал Вяземскому из Череповца: «Облокотясь на старинный стол, который одержим морской болезнию, ибо весь расшатался, пишу тебе, любезный князь, эти несвязные строки»1110.

    В послании «К Жуковскому» Батюшков, рассказывая о своей болезни, в реалистических тонах дает собственный портрет:

    Дрожат мои колени,
    Спина дугой к земле,
    Глаза потухли, впали,
    И скорби начертали
    Морщины на челе...1111

    Батюшков иногда рисует одежду своих героев. В «Видении на берегах Леты» один из поэтов сочиняет стихи «в издранном шлафроке широком». Эта деталь повторена в конце «Видения», где Крылов также появляется «в широком шлафроке издранном». Но ярче всего реалистическая бытопись Батюшкова в «гастрономических» картинах. Здесь фигурируют: «выписной сыр», «салакушка с сельдями», «фляжка с водкой», «полный ковш пивной» и т. п. В послании Батюшкова «К Жуковскому» дан блестящий: «гастрономический натюрморт», предвосхищающий аналогичные описания в пушкинском «Онегине»:

    И роскошь золотая,
    Все блага рассыпая
    Обильною рукой,
    Тебе подносит вины
    И портер выписной,
    И сочны апельсины,
    И с трюфлями пирог —
    Весь Амальтеи рог,
    Вовек неистощимый,
    На жирный твой обед!

    Бытопись Батюшкова верно воспроизводила обстановку, в которой протекала жизнь русского культурного дворянства Александровского времени, хотя и освещала лишь ее отдельные детали. Замечательно, что Погодин, рисуя кабинет Карамзина в Остафьеве, где создавалась «История Государства Российского», припомнил бытовую картину из «Моих пенатов» Батюшкова («всё утвари простые, всё рухлая скудель...» и т. д.) и использовал ее как средство характеристики скромной обстановки, окружавшей писателя1112.

    Однако в тех стихотворениях Батюшкова, где нашли место бытовые картины реалистического типа, чувствуется стилевая двойственность. Она ясно обнаруживается при анализе мифологических образов поэта.

    обыденности своего лирического героя. В стихотворениях Батюшкова очень много мифологических образов (здесь фигурируют Фортуна, Парка, Киприда, Амур, Гальциона и т. п.). Однако реалистические тенденции Батюшкова иногда заставляют его снижать эти образы, обнажая их условность (на такое снижение мы уже указали в «Видении на берегах Леты»). И весьма часто Батюшков, художественно воплощая эти тенденции, смешивает мифологическое с бытовым. В этом отношении он продолжает традицию «Анакреонтических стихов» Державина (примечательно заглавие входящей сюда вещи: «Анакреон у печки») и горацианских и анакреонтических од Капниста (в относящемся к этому циклу стихотворении «Желания стихотворца» «капское вино» и «нектар» «кокосов сочных» сосуществуют с «укругом хлеба» и «кружкой кислых щей»).

    «сельский поп» и «пьяный плут» (III, 38). В послании «Князю П. И. Шаликову» упоминается «Аполлон с парнасскими сестрами», но вместе с тем сказано о «тряской мостовой». В «Отъезде» фигурирует редкое мифологическое лицо — Арахна, в то же время поэт сообщает о своем намерении «улететь» «на тройке в Питер». В послании «К Жуковскому» «домашний Гиппократ, наперсник парки бледной», поит больного поэта «полынью и супом из костей». В «Ответе Тургеневу» поэт размышляет о том, что произошло бы, если бы «скалу Левкада в болота Петрограда судьбы́ перенесли». Эти два ряда — мифологический и бытовой — легче всего увидеть в «Моих пенатах». Рисуя здесь дружескую пирушку, Батюшков, с одной стороны, дает перифраз мифологического характера (вино — «дар Вакха»), а с другой — упоминает о предметах домашнего обихода (говорит о «звоне и стуке» рюмок):

    О Вяземский! цветами
    Друзей твоих венчай.
    Дар Вакха перед нами:

    Питомец муз надежный,
    О Аристиппов внук!
    Ты любишь песни нежны
    И рюмок звон и стук!

    Высоко оценивая «Мои пенаты», Пушкин все же замечал, что в этом произведении мифология дисгармонирует с бытом, так как русские герои появляются здесь на фоне греческого антуража1113 (см. об этой оценке Пушкина в главе пятой).

    Стилевая двуплановость поэзии Батюшкова1114, связанная с постепенным и в высшей степени органическим вызреванием реализма в русском искусстве, естественно сказалась и в ее языке. Вступая на реалистические пути, Батюшков нередко практически разрывал не только с тематическими, но и с языковыми принципами карамзинизма, очень сильно ограничивавшего «литературные функции бытового просторечия»1115. В поэтическом языке Батюшкова условно-литературная струя совмещается с просторечием, это соединение подчас используется Батюшковым в качестве контрастного стилевого эффекта. «Грубость слога очень оригинальна посреди слога высокого», — утверждал Батюшков в записной книжке1116«охрип», «гортань», «рожа» рядом со словами «красавица», «любовь», «Гименей»1117). Но, конечно, условно-литературная и бытовая струя в языке Батюшкова далеко не всегда являются контрастными. Они часто растворяются в общей карамзинистской норме сглаженного «среднего стиля», приспособленного для передачи психологических переживаний человека из дворянской среды.

    Сноски

    1100 XII, 283.

    1101 «Пейзаж должен быть портрет. Если он не совершенно похож на природу, то что в нем?» — заявлял Батюшков в «Прогулке в Академию художеств» (II, 96—97).

    1102

    1103 См. «Мои пенаты» и др.

    1104 См. «К Никите», «Послание И. М. Муравьеву-Апостолу» и др.

    1105 «Совет друзьям».

    1106 См. «Беседку муз».

    1107

    1108 М., 22.

    1109 См. об этом в нашей книге «Проза Батюшкова», стр. 137—138.

    1110 Батюшков — Вяземскому, 20 июля 1810 г. (ЦГАЛИ, ф. 195, ед. хр. 1416, л. 1).

    1111 Интересен вариант, подчеркивающий реалистичность этого портрета:


    И ноги ходуном...

    (Б. 496)

    1112 М. Погодин. Н. М. Карамзин, ч. II. М., 1866, стр 28.

    1113

    1114 Такая двуплановость была характерна для русской поэзии конца XVIII — начала XIX в.: в «Моих пенатах» Батюшков поместил «двуструнную балалайку» рядом с музами, то же самое сделал Державин в анакреонтическом стихотворении «Тишина».

    1115 См. об этом в кн.: В. В. Виноградов. Очерки по истории русского литературного языка XVII — XIX вв. Изд. 2. М., 1938, стр. 179.

    1116   «Чужое — мое сокровище» (II, 355).

    1117 См. III, 55 и 169.

    От автора
    Глава 1: 1 2 3 4 5 6
    Глава 2: 1 2 3 4 5 6
    Глава 3: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 2 3 4 5 6
    Глава 5: 1 2 3 4 5 6
    Раздел сайта: