• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1824"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Семенко. Поэты пушкинской поры. Кюхельбекер.
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    2. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 7. Размер: 60кб.
    3. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 6. Размер: 80кб.
    4. Семенко. Поэты пушкинской поры. Баратынский.
    Входимость: 4. Размер: 143кб.
    5. Кошелев В.А.: Приятный стихотворец и добрый человек
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    6. Ханыков — графу Нессельроду К. В., 26 июня (8 июля) 1824 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    7. Жуковский — Эрдманну, весна 1824 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    8. "Ты знаешь, что изрек...".
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    9. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 5.
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    10. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    11. Батюшков — Гнедичу Н. И., май 1818.
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    12. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    13. К творцу "Истории государства российского".
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    14. Семенко. Основные даты жизни и творчества К. Н. Батюшкова.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    15. Семенко. Поэты пушкинской поры. Жуковский.
    Входимость: 2. Размер: 75кб.
    16. Батюшков — Вяземскому П. А., ноябрь 1811.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    17. Мои пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому.
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    18. Семенко. Батюшков и его "Опыты".
    Входимость: 2. Размер: 110кб.
    19. Письма
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    20. Благой. Основные даты жизни и творчества К. Н. Батюшкова.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    21. Батюшков — Жуковскому В. А., 27 сентября 1816.
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    22. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 39кб.
    23. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    24. Батюшков — отцу, 11 ноября 1801.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    25. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    26. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 7.
    Входимость: 1. Размер: 115кб.
    27. Батюшков — Гнедичу Н. И., 13 марта 1811. Москва.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    28. Батюшков — Дашкову Д. В., 25 апреля 1814.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    29. Батюшков — Гнедичу Н. И., 1 ноября 1808.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. Семенко. Поэты пушкинской поры. Языков.
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    31. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 4
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    32. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 2
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    33. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    34. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    35. Батюшков — Гнедичу Н. И., сентябрь 1810.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    36. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 3
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    37. Сандомирская. Батюшков К. Н. (Русские писатели: Биогр. словарь. 1992)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    38. Прогулка в Академию Художеств
    Входимость: 1. Размер: 56кб.
    39. Певец в Беседе любителей русского слова.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    40. Белинский В.Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья третья - Батюшков
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    41. Венгеров. Батюшков К. Н. (Критико-биографический словарь русских писателей и ученых 1891)
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    42. Батюшков — Батюшковой А. Н., 9 августа 1812.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    43. Батюшков — Вяземскому П. А., 10 мая 1812.
    Входимость: 1. Размер: 47кб.
    44. Батюшков — Пушкиной Е. Г., 3 мая 1814.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    45. Батюшков — Муравьевой Е. Ф., 12 июля 1818.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    46. Умирающий Тасс: Элегия.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    47. Батюшков — Батюшковой А. Н., апрель 1812.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    48. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    49. Фриче. Батюшков К. Н. (Энциклопедический словарь "Гранат" 1910)
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    50. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Семенко. Поэты пушкинской поры. Кюхельбекер.
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    Часть текста: внушил интерес к молодой тогда русской поэзии, запальчивый литературный критик (но, по отзыву Пушкина, «человек дельный с пером в руках»), филолог-эрудит, блестящий лектор — пропагандист вольности и русской литературы в Париже 192 , легендарный поэт-чудак, посмешище для литературных врагов и даже друзей, возможный прототип пушкинского Ленского... 193 Удачи и неудачи Кюхельбекера поучительны; его творческий путь отразил противоборство многообразных тенденций русской лирики в переломный для нее момент 194 . Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо стоял на просветительских позициях и при этом усвоил революционный смысл просветительства. Декабристы понимали совершенствование человека и общества как переделку, перестройку, преобразование. Их революционность опиралась на представление о целесообразности вмешательства в жизнь носителей «истины». Философский скептицизм затронул их очень слабо. Потому наиболее характерный тип декабриста — тип политического энтузиаста 195 . Энтузиазм — основа личного психического склада Кюхельбекера, основа его жизненного поведения, политических убеждений, эстетических теорий. Еще в Лицее Кюхельбекер сделал свой выбор между оформившимися к тому времени типами русской стихотворной речи (пафос XVIII века, лиризм и «поэтичность» Жуковского и Батюшкова, «устная» непринужденность и ирония Д. Давыдова). Задолго до того, как сложились его декабристские воззрения, Кюхельбекер стал ценителем патетического искусства. Высота тона для него всегда адекватна значительности содержания, определяет пафос, созвучный его просветительскому энтузиазму. В разные годы, в разных обстоятельствах своей трагически складывавшейся судьбы, Кюхельбекер возвращается к одним и тем же...
    2. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 7. Размер: 60кб.
    Часть текста: к «Стихотворениям» Дельвига, «Советский писатель», Л. 1936 («Б-ка поэта». Малая серия). 6 Г. Гейне , Путевые картины, ч. III, гл. XXX. 7 Дух истории Феррана ( франц. ). 8 К. Н. Батюшков , Соч., под ред. Л. Н. Майкова, т. III, СПб. 1886, стр. 136. Далее всюду цитируется это издание. 9 К. Н. Батюшков , Соч., т. II, стр. 121. 10 Там же , т. III, стр. 305. 11 Там же , т. II, стр. 144. 12 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 342. 13 Там же , стр. 205—206. 14 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 208—210. 15 К. II. Батюшков , Соч., т. II, стр. 131—132. 16 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 295. 17 Речь вдет о «Братьях-разбойниках». — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 322. 18 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 63. 19 Имеются в виду Петровские реформы. 20 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 58. 21 К. Н. Батюшков , Соч., т. II, статья «Петрарка» (1815). Батюшков с большим уважением относился к европейской филологии и, подобно...
    3. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 6. Размер: 80кб.
    Часть текста: лет. В 1821 году его настигла неизлечимая психическая болезнь, и эта дата разделила жизнь поэта на два почти равных отрезка: 34 года до сумасшествия и 34 года после... В 1834 году известный русский поэт А. И. Подолинский впервые опубликовал стихотворение Батюшкова «Изречение Мельхиседека», снабдив его следующим примечанием: «Кто мне сообщил это стихотворение, не помню. Сообщивший утверждал, что оно уже по смерти поэта К. Н. Батюшкова было замечено на стене, будто бы написанное углем» 1 . Никто из читателей не усомнился в справедливости этого примечания. Между тем Батюшков был жив, и ему оставалось жить еще больше двадцати лет. В 1843 году Белинский заметил о Батюшкове: «Превосходный талант этот был задушен временем. При этом не должно забывать, что Батюшков слишком рано умер для литературы и поэзии». Разумеется, Белинский знал о том, что Батюшков жив и живет в Вологде. Но и он считал поэта уже как бы несуществующим... Писать о том, что было с Батюшковым после душевного заболевания, — занятие тяжелое и неблагодарное. Можно было бы заключить содержание этой главы в несколько страниц и поставить точку. Но еще при жизни поэта вокруг его ...
    4. Семенко. Поэты пушкинской поры. Баратынский.
    Входимость: 4. Размер: 143кб.
    Часть текста: (1821) строится как цепь размышлений о вечности , поглощающей все временное . В этой раме и образ поэта — мал, «безвестен», «не вечен». Сходство собственной участи с участью других — основная мысль элегии «Финляндия». Как непохоже это, с одной стороны, на Языкова, с другой — на Пушкина! Характерно суждение поэта-современника, П. А. Катенина, об интонации, о речевом колорите стихов «Евгения Онегина»: «Я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость» 279 , — писал Катенин Пушкину. Что же касается Баратынского, то стиль его разговора «в жизни» был несомненно иным, чем его литературный стиль. Автор «Осени» и «Недоноска» очаровывал мягким обаянием спокойной светской речи. Недовольный своими собеседниками, Пушкин как-то заметил: «Могут ли быть люди так порядочны в печати и так глупы в разговоре. Баратынский, однако ж, очень мил...» 280 . Последнее словечко — обычно у современников в применении к Баратынскому. «Милый и чувствительный Евгений» 281 , — говорили о нем в семье. «Он истинно добрый малый и к тому же славный» 282 (в значении «милый», а не «знаменитый»), — характеризует его А. А. Муханов. «Житейский» стиль Баратынского, включая сюда и тон его «житейской» речи — его «разговор», как выразился в письме Пушкину Катенин, — не воплотился в его поэзии. Это напоминает в известной мере Батюшкова, но имеет, как увидим, иной смысл. Даже дошедшие до нас письма поэта лишены того стремления к воссозданию колорита устной речи автора письма, которая была столь свойственна письмам Давыдова, Языкова, Вяземского, Пушкина 283 . В письмах Баратынского слабо проявляется индивидуальная речевая манера, они несут на себе печать «книжности». Чувства любви и дружбы, занимавшие в жизни Баратынского огромное место (как, например, любовь к жене), не ...
    5. Кошелев В.А.: Приятный стихотворец и добрый человек
    Входимость: 4. Размер: 62кб.
    Часть текста: "Опыты в стихах и прозе" - так назвал Батюшков книгу, обобщившую его раздумья и переживания. Она вышла в свет в 1817 году в Петербурге. Два небольших тома; в первом собраны 15 прозаических статей, во втором - 65 стихотворений, впервые сведенные воедино из различных журналов и альманахов. Эти два тома, изданные большим по тому времени тиражом (1200 экземпляров), быстро разошлись среди читающей публики и принесли автору популярность. Н. И. Гнедич, издатель "Опытов...", в 1821 году в письме к Батюшкову шутливо-укоризненно констатировал: "Злодей! зачем же ты книгу эту сделал столько любезною, что, например, в Публичной библиотеке от беспрерывного употребления она в самом деле изодрана, засалена, как молитвенник богомольного деда, доставшийся в наследство внуку. Могу уверить тебя, что здесь верно нет читателя, который бы не поставил себе в честь целовать полу твоего платья"[] [Тиханов Н. П. Николай Иванович Гнедич. Несколько новых данных для его биографии по неизданным источникам. СПб., 1884, с. 93.]. "Опыты в стихах и прозе", эта "книжка небольшая" открывала блестящие перспективы для развития русской литературы. Название книги, восходившее к "Опытам" любимого Батюшковым французского мыслителя М. Монтеня, как бы указывало, что автор всегда пытался "опытным" путем создать нечто новое для своего времени. И действительно, Батюшков явился основателем многих традиций: от него берет начало и "арзамасская" сатира, и дружеское послание, и патриотическая элегия, и русская антологическая лирика. Судьба Константина Николаевича Батюшкова была поистине трагична. Незаурядный писатель и обаятельный человек, он, "в самой цветущей поре умственных сил", 34-х лет от роду был поражен неизлечимой душевной болезнью. Постоянно стремившийся "дать новое направление своей крохотной музе", он так и не успел написать своего главного произведения. "Я похож на ...
    6. Ханыков — графу Нессельроду К. В., 26 июня (8 июля) 1824 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: venait d’arriver à Drèsde avec le docteur Baumann qui l’avait accompagné de Dorpat et qu’il était dans un état d’aliénation et d’irritation continuel. Le jour même de son arrivée il en a montré de violents accés, ayant cherché à se soustraire à ses surveillances et à s’évader. Néanmoins il fut conduit au Sonnenstein et remis entre les mains du docteur Pinitz, médecin de l’établissement, et qui a sous sa direction particulière le pensionnat des étrangers. Il y est depuis ce moment, et l’on m’assure qu’il commence à paraître un peu plus calme; mais le médecin ne permet à personne des ses connaissances de le voir, ayant soin de lui faire éviter tout ce qui pourrait lui causer des émotions ou ramener ses idées sur des objets qui l’agitent. A mon arrivée ici j’y ai trouvé mademoiselle de Batuchkof qui bientôt après est allée s’établir à Pirna pour y être plus à portée de vouer ses soins à son malheureux frère. Elle avait vu le docteur Pinitz qui trouve, m’a-t-elle dit, l’état de la maladie très grave, mais qui ne renonce pas entièrement à l’espoir de le guérir. Frappée de l’extrème dérangement mental de son frère, elle craint de s’abandonner trop facilement à l’attente de son rétablissement, toute fois elle regarde comme consolation d’en supposer la possibilité. Pour ce qui me concerne, monsieur le comte, je partage bien sincèrement l’intérêt que votre excellence me témoigne en faveur de m-r...
    7. Жуковский — Эрдманну, весна 1824 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: къ Эрдманну. (Черновой проектъ). (Весна 1824 г.). Cher et respectable ami! Je m’adresse à votre humanité; j’ose demander votre assistance dans une affaire qui m’interesse infinement. Cette lettre vous sera remise par le docteur Baumann, de Dorpat, que peut être vous connaissez dejà personnellement. Il a conduit jusqu’à Drèsde un jeune homme m-r Batuchkof; c’est un de mes meilleurs amis: il a eu le malheur d’avoir l’esprit aliené. D’après le conseil des docteurs de Pétérsbourg, on s’est decidé de le placer à Sonnenstein sous la garde du docteur Pinitz, auquel on a déjà écrit sur ce sujet, et qui dans sa réponse (qu’il a fait au docteur Hufeland) a declaré qu’il consentait de recevoir Batuchkof chez lui pour la somme de 800 à 1.200 thalers (pour traitement, logement et nourriture). D’après cela la soeur de Batuchkof l’a conduit à Drésde. Permettez moi de confier et le frère et la soeur à vos soins bienfaisants, donnez vous la peine de recommender mon malheureux ami au soins de monsieur Pinitz, et une fois qu’il sera placé, ne lui refusez pas votre protection. On est persuadé qu’il sera parfaitement bien à Sonnenstein, où l’on traite avec humanité et douceur les malades, où l’on possède tous les moyens necessaires pour la guérison de cette sorte de maladies: mais en recommandant mon malheureux ami particulièrement à vous, cher et respectable m-r ...
    8. "Ты знаешь, что изрек...".
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: ли скажет,    Зачем он шел долиной чудной слез,       Страдал, рыдал, терпел, исчез. 1821 (?) Примечания « Ты знаешь, что изрек... ». Впервые — «Библиотека для чтения», 1834, № 2, стр. 18, под заглавием «Изречение Мельхиседека», с разночтением ст. 6: «Зачем он шел дорогой скорбной слез». В качестве неопубликованного произведения — PC, 1884, т. 42, № 4, стр. 220, под рубрикой: «Константин Николаевич Батюшков. Предсмертное его стихотворение», с примечанием публикатора, поэта А. И. Подолинского: «Кто мне сообщил это стихотворение, не помню. Сообщавший утверждал, что оно, уже по смерти поэта К. Н. Батюшкова, было замечено на стене, будто бы написанное углем». В ПД имеется список стихотворения рукой Подолинского с примечанием к нему. В альбоме П. Н. и С. Н. Батюшковых (ГПБ) есть автограф стихотворения без заглавия с подписью: «Батюшков. 1821». Печ. по изд. 1934, стр. 189, где дан текст этого автографа. Вопрос о датировке стихотворения является весьма запутанным и сложным. В автографе стоит 1821 г. Но свидетельства некоторых современников указывают на другие даты. Список стихотворения из архива кн. А. М. Горчакова снабжен его пометой: «Последние стихи К. Н. Батюшкова, писанные в 1823 г.» (изд. 1934, стр. 548—549). 21 августа 1824 г. А. И. Тургенев сообщал Вяземскому из Петербурга: «На сих днях Батюшков читал новое издание Жуковского сочинений, и когда он пришел к нему, то он сказал, что и сам написал стихи. Вот они ... ». Дальше следует текст так называемого «Изречения Мельхиседека» («Остафьевский архив», т. 3. СПб., 1899, стр. 22). Отметим в связи с этим, что в том же альбоме П. Н. и С. Н. Батюшковых имеется список стихотворения, сделанный Жуковским. Кроме того, Жуковский написал его под портретом Батюшкова (см. этот портрет в Соч., т. 2)....
    9. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 5.
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    Часть текста: Глава 5. Часть 5. 5 Влияние Батюшкова отразилось не только в творчестве Пушкина. Его лирика в различные эпохи оказывала серьезное идейно-художественное воздействие на многих других значительных русских поэтов 1303 . Батюшков почти не повлиял на Гнедича. Единственное исключение представляет послание Гнедича «К Батюшкову», где, как указал Д. Д. Благой, сказывается влияние первой редакции батюшковской «Мечты» 1304 . Зато очень яркое влияние Батюшкова закономерно ощущается в творчестве поэтов-карамзинистов и арзамасцев — В. Л. Пушкина (см. послание последнего «К Д. В. Дашкову», 1814, где явно отражены мысли и образы «Моих пенатов») и Дениса Давыдова (см. его стихотворения с любовно-эпикурейской тематикой: послания «К Е. Ф. С-ну...», 1813; «К моей пустыне», 1814, и «Другу-повесе», 1815). Здесь опять-таки наиболее интересный материал дали Денису Давыдову «Мои пенаты», причем он ввел в эти послания чисто давыдовские, очень конкретные детали (образ пробки, которая летит «до потолка стрелою», друзей — «отличных сорванцов» и др.). И ранняя поэзия...
    10. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 3. Размер: 36кб.
    Часть текста: всех любителей словесности» 5 . Появление этой книги вызвало целый ряд хвалебных рецензий (в журналах «Вестник Европы», «Русский вестник», «Русский инвалид», «Сын Отечества»), но по большей части они были весьма бессодержательными и отражали недостаточно высокий уровень критики, еще не имевшей научного характера. Единственное исключение представляла собой анонимная статья об «Опытах» в № 83 газеты «Le Conservateur Impartial» за 1817 г., принадлежавшая перу С. С. Уварова, который тогда был ревностным «арзамасцем», зло полемизировавшим с эпигонами классицизма. В этой статье определялась историко-литературная роль Батюшкова, и он вместе с Жуковским был отнесен к представителям «новой школы» в русской поэзии. Стихи Батюшкова приветствовали создатели сентиментальной лирики И. И. Дмитриев 6 и В. В. Капнист 7 . Иную позицию по отношению к лирике Батюшкова заняли А. С. Грибоедов и П. А. Катенин, сторонники гражданской поэзии, критическая деятельность которых отражала начинавшийся подъем декабристского движения. Комедия «Студент», написанная Катениным и Грибоедовым в 1817 г., являлась непосредственным пародийным откликом на появление первой прозаической части «Опытов». При этом пародировалась не только проза, но и поэзия Батюшкова (в частности, его знаменитое послание «Мои пенаты»). Однако отрицательный отклик на «Опыты» Катенина и Грибоедова был только отдельной ноткой, тонувшей в общем хвалебном хоре. В плане утверждения славы Батюшкова весьма характерен отрывок из поэмы А. Ф. Воейкова «Искусства и...