• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.

    Введение
    Батюшков.
    Жуковский.
    Денис Давыдов.
    Вяземский.
    Кюхельбекер.
    Языков.
    Баратынский.
    Заключение.
    Примечания.

    1 Б. А. Ларин, О лирике как разновидности художественной речи. — «Русская речь», Новая серия, I, Л. 1927, стр. 49, 84.

    2 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, изд. 2-е, изд-во АН СССР, 1957—1958, стр. 434. В дальнейшем ссылки на произведения и письма Пушкина даются по этому изданию.

    3 П. А. Вяземский, Полн. собр. соч., т. VII, СПб. 1878—1896, стр. 150—161.

    4 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 526.

    5 Б. В. Томашевский обратил внимание на то, что и античные «идиллии» Дельвига, и его русские песни, пользовавшиеся большой популярностью, не ставили перед собой цели передать подлинный дух и формы античного и русского устно-поэтического творчества. Даже размеры, «похожие» на античность или русскую песню, изобретались Дельвигом. Это, конечно, далеко не случайно. См. вступительную статью Б. В. Томашевского к «Стихотворениям» Дельвига, «Советский писатель», Л. 1936 («Б-ка поэта». Малая серия).

    6 Г. Гейне, Путевые картины, ч. III, гл. XXX.

    7 Дух истории Феррана (франц.).

    8 К. Н. , Соч., под ред. Л. Н. Майкова, т. III, СПб. 1886, стр. 136. Далее всюду цитируется это издание.

    9 К. Н. Батюшков, Соч., т. II, стр. 121.

    10 Там же, т. III, стр. 305.

    11 Там же, т. II, стр. 144.

    12 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 342.

    13 Там же, стр. 205—206.

    14 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 208—210.

    15 К. II. Батюшков, Соч., т. II, стр. 131—132.

    16 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 295.

    17 Речь вдет о «Братьях-разбойниках». — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 322.

    18 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 63.

    19 Имеются в виду Петровские реформы.

    20 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 58.

    21 К. Н. Батюшков, Соч., т. II, статья «Петрарка» (1815). Батюшков с большим уважением относился к европейской филологии и, подобно Пушкину, сожалел, что у нас она еще недостаточно развита (Пушкин писал об этом А. Бестужеву в конце мая — начале июня 1825 г.). Батюшков очень гордился тем, что самостоятельно сделал историко-литературное открытие, обнаружив в «Освобожденном Иерусалиме» Тассо многие выражения и стихи Петрарки.

    22 Романтическое движение в русской поэзии изучено в работах: Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, «Художественная литература», М. 1965; Г. А. Гуковский, Пушкин и проблемы реалистического стиля, Гослитиздат, М. 1957; Л. Я. Гинзбург, О лирике, «Советский писатель», М.—Л. 1964.

    23 К. Н. , Соч., т. II, стр. 338—339.

    24 К. Н. Батюшков, Соч., т. II, стр. 366.

    25 Там же, т. III, стр. 442.

    26 Истоки батюшковской элегии, в частности — значение Э. Парни, изучены Н. П. Верховским в статье «Батюшков» («История русской литературы», т. 5, М.—Л. 1941).

    27 См. Ю. Н. Тынянов, Архаисты и новаторы, «Прибой», Л. 1929, статья «Пушкин» и др.; В. В. Виноградов, Стиль Пушкина, М. 1941; Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, М. 1965; Л. Я. Гинзбург, Пушкин и реалистический метод в лирике («Русская литература», 1962, № 2); ее же кн. «О лирике», М.—Л. 1964, стр. 36—38 и след.

    28 К. Н. Батюшков, Соч., т. II, стр. 121.

    29 Батюшков, Соч., т. II, стр. 122.

    30 Там же, стр. 137.

    31 Там же, т. III, стр. 99.

    32 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 382.

    33 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 567. Речь идет о неудачном стихотворении П. А. Плетнева «Б...-в из Рима», напечатанном в «Сыне отечества», 1821, ч. 68, № 8, стр. 35—36.

    34 К. Н. Батюшков, Соч., т. II, стр. 348—350.

    35 См. в книге: Л. Майков, Батюшков, его жизнь и сочинения, СПб. 1896.

    36 См. Л. Я. Гинзбург, О лирике, стр. 159—171.

    37 «лирический персонаж», в смысле воплощения авторского «я» в поэзии, употреблял Иннокентий Анненский.

    38 В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. VII, изд-во АН СССР, М. 1955, стр. 227. Далее всюду цитируется это издание.

    39 К. Н. Батюшков, Соч., т. II, стр. 161.

    40 О романтической сущности батюшковской мечты, идеала пишет Г. А. Гуковский в книге «Пушкин и русские романтики».

    41 История этого мотива в европейской лирике рассмотрена И. Н. Голенищевым-Кутузовым в статье «Гораций в эпоху Возрождения». — В сб. «Проблемы сравнительной филологии», М.—Л. 1964, стр. 303—316.

    42 См. вступительную статью Б. В. Томашевского к «Стихотворениям» Батюшкова, «Советский писатель», Л. 1948 («Б-ка поэта». Малая серия).

    43 Об «орнаментальной поэзии — см. Б. В. Томашевский, Пушкин и Франция, «Советский писатель», Л. 1960.

    44 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 111.

    45 «Заметки на полях 2-й части «Опытов...». — См. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. IV, изд. 2-е, М. 1958, стр. 585. «Вакханка» блестяще проанализирована Г. А. Гуковским, сравнившим ее с оригиналом (см. «Пушкин и русские романтики», М. 1965, стр. 102—103).

    46 К. Н. , Соч., т. III, стр. 356.

    47 «Касыды» были не только любовными песнями.

    48 В. В. Виноградов, Стиль Пушкина, Гослитиздат, М. 1941, стр. 181 и след.

    49 См. Н. П. Верховский, глава «Батюшков» в кн.: «История русской литературы», т. V, изд-во АН СССР, М.—Л. 1941.

    50 Пушкин строго отнесся к этой элегии и считал образ Тассо у Батюшкова неудавшимся.

    51 В раннем «Выздоровлении» есть еще известный временной перелом (от умирания — к жажде жизни, пробужденной любовью). Но сам перелом этот изображен как момент, обусловивший силу чувства, его напряженность («Но ты приближилась, о жизнь души моей...»).

    52 Есть сходство между этим стихотворением Батюшкова и несомненно известным ему CCCXII сонетом Петрарки (приводим подстрочный перевод):

    Ни по ясному небу движенье дивных звезд,
    Ни по спокойному морю — судов просмоленных,
    Ни по полям — рыцарей вооруженных,
    Ни по прекрасным лесам — резвых и быстрых зверей,
    Ни об ожидаемом новые вести,
    Ни речи любви в стиле возвышенном и цветистом,
    Ни меж светлыми родниками и зелеными лугами
    Сладостное пение жен благородных и прелестных;

    53 У Мильвуа герой умирает осенью, вместе с природой. Это более меланхолично, но менее трагично: у Батюшкова расцвет весны и «яркий голос Филомелы» контрастируют со смертью юноши.

    54 См. Л. Я. Гинзбург, К постановке проблемы реализма в пушкинской литературе. — «Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», т. II, изд-во АН СССР, М.—Л. 1936.

    55 См. Ю. Н. Тынянов, Проблема стихотворного языка, Л. 1923; Б. А. Ларин, О лирике как разновидности художественной речи «Русская речь», Л. 1927; Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, М. 1965.

    56 П. А. Плетнев, Соч. и переписка, т. I. СПб. 1885, стр. 105—106.

    57 В книге В. В. Виноградова «Стиль Пушкина» подробно освещены связи пушкинской поэзии с Батюшковым.

    58 См. В. В. Виноградов, Стиль Пушкина, стр. 181.

    59 См. Г. А. Гуковский«Художественная литература», М. 1965, стр. 99—104.

    60 Л. Я. Гинзбург, О традиционном и нетрадиционном словоупотреблении в лирике. — В сб. «Проблемы сравнительной филологии», М.—Л. 1963.

    61 См. Л. Н. Майков, Батюшков, его жизнь и сочинения, СПб. 1896, стр. 74; Н. П. Верховский, Батюшков. — В кн.: «История русской литературы», т. V, изд-во АН СССР, М.—Л. 1941, стр. 399; Б. В. Томашевский, Пушкин и Франция, «Советский писатель», Л. 1960, стр. 78. Г. П. Макогоненко ошибочно видит у Батюшкова «беспримерную смелость и дерзость в раскрытии упоения сладострастием». Точно так же он неверно усматривает у поэта стремление передавать предметность и реальность мира, «равноправно» вводя в поэзию «высокое и низкое» (в кн: К. Н. Батюшков, Стихотворения, «Советский писатель», Л. 1959, стр. 25, 33, 35, 36, 40). Послужившие основанием для этого суждения «трубки», «сыр» и «гамбургский журнал» фигурируют в шутливом послании. Анализируя в том же духе стихотворение «Воспоминания», Г. П. Макогоненко рассматривает как часть текста отсутствующую в нем и представляющую собой биографический комментарий деталь («И вот он уже... в доме рижского купца»). Об этом «доме» в стихотворении говорится:

    Ах, мне ли позабыть гостеприимный кров,
            В сени домашних где богов
    Усердный Эскулап...

    «Смешения» высокого и низкого в стихотворении нет. «Костыли», на которые склоняется герой, — слово, не имевшее в то время «низкой» лексической окраски. Это был обычный в тогдашней поэзии атрибут раненого героя.

    62 Это показано И. З. Серманом, давшим ряд интересных примеров благозвучия и подбора звуков у Батюшкова: «Поэзия К. Н. Батюшкова». — «Ученые записки ЛГУ», № 46, серия филологических наук, 1939, вып. 3, стр. 275—276.

    63 Батюшков, Соч., т. II, стр. 309.

    64 Йотированная гласная звучит как дифтонг, и этим создается дополнительный эффект (ср. отзыв Пушкина о другом стихотворении — в заметках на полях «Опытов»: «звуки прямо италиянские»).

    65 См. В. В. Виноградов, Стиль Пушкина, стр. 306—317.

    66 А. И Тургенев писал Вяземскому 7 февраля 1822 г.: «Вчера Жуковский возвратился: видел Батюшкова в Дрездене, слышал прекрасные стихи, которые он все истребил» («Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 244).

    67 К. Н. Батюшков, Соч., т. III, стр. 448.

    68 К. Н. Батюшков, Соч., «Academia», М. 1934, стр. 421—422.

    69 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 199.

    70 Н. Дубровин, В. А. Жуковский и его отношение к декабристам. — «Русская старина», 1902, т. СХ, стр. 80.

    71 Там же

    72 А. В. Никитенко, Дневник, т. I, Гослитиздат, М. 1955, стр. 230.

    73 К. Зейдлиц, Жизнь и поэзия В. А. Жуковского, СПб. 1883, стр. 104.

    74 Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, «Художественная литература», М. 1965, стр. 142.

    75 В. А. Жуковский, Полн. собр. соч. в 12-ти томах, т. X, изд. А. Ф. Маркса, СПб. 1902, стр. 102.

    76 А. Н. Веселовский, В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения», СПб. 1904.

    77 Андрей Тургенев (его Жуковский никогда не мог забыть) умер в 1803 г. Он был душой дружеского кружка, куда входил Жуковский. Воззрения Андрея Тургенева оказали на поэта очень большое влияние.

    78 Н. Полевой, Очерки русской литературы, т. 1, СПб. 1839, стр. 116 и след.

    79 А. Н. Веселовский«сердечного воображения», СПб. 1904, стр. 107.

    80 См. В. А. Жуковский, Стихотворения, т. 1, Л. 1939 («Б-ка поэта». Большая серия).

    81 См. разбор элегии «Вечер» в книге Г. А. Гуковского «Пушкин и русские романтики», М. 1965, стр. 54—62.

    82 «Что прелестнее строфы Жуковского Он мнил, что вы с ним однородные и следующей, — писал Пушкин. — Конца не люблю» (Пушкин не принял сентиментально-морализующий конец стихотворения «Но есть меж вами...» и т. д. — Письмо Л. С. Пушкину и П. А. Плетневу от 15 марта 1825 г.). —А. С. Пушкин, Полн. собр. соч, в 10-ти томах, т. X, стр. 130.

    83 См. А. Н. Веселовский, В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения», стр. 25—29, 217, 257.

    84 Письмо А. И. Тургеневу от 6 марта 1844 г.

    85 Приводится в указанной выше статье Ц. Вольпе, стр. XVII.

    86 Сами «любомудры» считали Жуковского своим учителем. «Под влиянием Жуковского идет работа в поэтическом кружке Раича, результаты которой сказываются во вторую половину 20-х годов» (Ю. Н. Тынянов, Архаисты и новаторы, «Прибой», Л. 1929, стр. 339).

    87 В 1833 г. Кюхельбекер писал в «Дневнике» об этом стихотворении, что в нем есть «чистое золото» — В. К. Кюхельбекер«Прибой», Л. 1929, стр. 138.

    88 См. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 209, 417 и др.

    89 Письмо П. А. Вяземскому и Л. С. Пушкину от 25 мая и около середины июня 1825 г. — Там же, т. X, стр. 149.

    90 «Гад морских подводный ход» — быть может, осознанный или неосознанный отзвук стихов Жуковского из перевода баллады Шиллера «Кубок» («Водолаз»): «...ползет стоногое грозно из мглы...»

    91 «Жуковский. Пушкин. О новой пиитике басен». — «Московский телеграф», 1825, № 4.

    92 Разбор трагедии Кребильона «Радамист и Зенобия» в переводе С. Висковатова (1810). См. В. А. Жуковский, Полн. собр. соч. в 12-ти томах, т. IX, изд. А. Ф. Маркса, СПб. 1902, стр. 123.

    93 Здесь и далее курсив мой. — И. С.

    94 К. Н. Батюшков, Соч., «Academia», М. 1934, стр. 399.

    95 Современники высоко ценили «Цвет завета». Вяземский писал А. И. Тургеневу 7 августа 1819 г.: «Дать языку души такую верность, когда говоришь за другую душу, и еще порфирородную, я постигнуть этого не могу!»

    96 В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. VII, стр. 185—186.

    97 Жуковский, Полн. собр. соч., т. XII, М. 1902, стр. 12.

    98 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 118

    99 В книге Г. А. Гуковского раскрыто значение у Жуковского подобных словосочетаний.

    100 Термин В. М. Жирмунского. См. В. М. Жирмунский, Задачи поэтики. — «Вопросы теории литературы», Л. 1928, стр. 39—43.

    101 См. В. В. Виноградов, Стиль Пушкина, стр. 402.

    102 В поэзии молодого Пушкина от Батюшкова шел образ поэта — беспечного ленивца: поэтическая «лень» была одной из программных тем батюшковских стихов.

    103 Накануне Пушкин получил письма от Дельвига и Пущина.

    104 Более подробно о связи поэзии Пушкина с поэзией Жуковского см. в моей статье «Пушкин и Жуковский». — «Филологические науки», вып. IV, М. 1964.

    105 Цертелев — реакционный литератор.

    106 П. А. Вяземский

    107 «Русский архив», 1880, т. III, стр. 444.

    108 См. статью В. Саянова «Денис Давыдов». — В кн.: Денис Давыдов, Полн. собр. стихотворений, Л. 1933.

    109 «Русское слово», 1860, № 6, стр 84.

    110 «Краткий очерк истории Финляндского полка», сост. А. Н. Мариным, СПб. 1846, стр. 78.

    111 См. Б. М. Эйхенбаум, От военной оды к гусарской песне. — В кн.: Д. В. Давыдов, Полн. собр. стихотворений, Л. 1933, стр. 42.

    112 См. Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, стр. 118—130.

    113 См. вступительную статью к сборнику «Стихотворения Дениса Давыдова», «Советский писатель», Л. 1959.

    114 П. П. Вяземский, Собр. соч., изд. С. Д. Шереметева, СПб. 1893, стр. 547.

    115 См. «Московский телеграф», 1832, № 13, стр. 79.

    116 «Элегия VIII») и Пушкина выражения «бешенство желанья».

    117 «Московский телеграф», 1825, ч. II, стр. 71—72.

    118 См. И. Н. Розанов, Поэты двадцатых годов XIX века. М. 1925, глава «Денис Давыдов».

    119 Имеется в виду декабрист М. Ф. Орлов.

    120 См. П. А. Вяземский, Записные книжки, изд-во АН СССР, М. 1963, стр. 217—218. История военной службы Давыдова прослежена в статье В. Н. Орлова, стр. 20—24.

    121 «Русская старина», 1882, т. XXXVI, № 12, стр. 500—501.

    122 Письмо С. Н. Бегичеву от 4 января 1825 г. — А. С. Грибоедов, Соч., Гослитиздат, М. 1953, стр. 526.

    123 См. Г. А. Гуковский, Пушкин и русские романтики, «Художественная литература», М. 1965, стр. 155—161.

    124 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 585.

    125 Письмо от 10 декабря 1829 г. — В. А. , Собр. соч. в 4-х томах, т. IV, Гослитиздат, М.—Л. 1960, стр. 595.

    126 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 329.

    127 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 687.

    128 О противоположности карамзинского и Давыдовского отношения к просторечию пишет в своих работах В. Н. Орлов («Пути и судьбы», М.—Л. 1963, стр. 91—93; также в статье, упоминавшейся выше, стр. 37—39, и др.).

    129 О русизмах И. М. Долгорукого см. В. В. Виноградов, Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева. — «Материалы и исследования по истории русского литературного языка», т. 1, изд-во АН СССР, 1949.

    130 П. А. Вяземский, Полн. собр. соч., т. I, СПб. 1878, стр. 157—158.

    131 В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. IV, стр. 364—365.

    132 Пушкин, естественно, делает исключение для «Видения на берегах Леты».

    133 Подробнее соображения по этому поводу см. в моей статье «О роли образа автора в «Евгении Онегине». — «Труды Ленинградского библиотечного института имени Н. К. Крупской», т. II, Л. 1957.

    134 А. А. Бестужев-Марлинский

    135 Денис Давыдов, Полн. собр. стихотворений, под ред. В. Н. Орлова, Л. 1933, стр. 257 («Б-ка поэта». Большая серия).

    136 «После разлуки» — вольный перевод «Мадригала» Жана Барто.

    137 Письмо Д. В. Давыдову от 20-х чисел мая 1836 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 585.

    138 «Старина и новизна». Исторические сборники, кн. 22, 1917, стр. 58.

    139 Письмо А И. Тургеневу от июня 1822 г. — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 258.

    140 Вяземский и лично был очень близок с Карамзиным, женатым на его старшей сестре.

    141 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 145.

    142 Там же, стр. 80—81.

    143 Там же, стр. 179.

    144 Что, естественно, не исключало уважения к писателям, занимавшим близкие ему общественные и литературные позиции. Вяземский резко отрицательно расценивал нападки демократической критики на Карамзина, Дмитриева, Жуковского.

    145 Наиболее подробно мировоззрение и творчество Вяземского рассмотрены в работах Л. Я. Гинзбург, в частности — во вступительной статье к «Стихотворениям» Вяземского, «Советский писатель», Л. 1958. См. также работу В. С. Нечаевой в кн.: П. А. Вяземский«Записных книжек» даются по этому изданию.

    146 П. А. Вяземский, Записные книжки, стр. 130.

    147 Там же. Сравним известную фразу Пушкина: «Я уже видел жизнь мою облагороженною и высокую цель перед собой...» — о несостоявшемся приеме его в тайное общество (из «Воспоминаний» И. Д. Якушкина).

    148 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. 13, изд-во АН СССР, 1937, стр. 222.

    149 «Декабрист без декабря» — название работы о Вяземском С. Н. Дурылина (псевдоним — Николай Кутанов). — Сб. «Декабристы и их время», т. II, Л. 1932.

    150 П. А. Вяземский, Записные книжки, стр. 153, 147, 151.

    151 Лишь при Александре II, уже стариком, Вяземский стал товарищем министра народного просвещения.

    152 П. А. Вяземский, Записные книжки, стр. 299.

    153 П. А. , Записные книжки, стр. 283.

    154 Там же, стр. 213.

    155 Там же, стр. 335.

    156 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. I, СПб. 1899, стр. 359.

    157 Письмо А. И. Тургеневу от 17 октября 1819 г. — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. I, стр. 332.

    158 Письмо от 7 октября 1819 г. — Там же, стр. 327.

    159 Там же, т. II, стр. 258.

    160 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 235.

    161 Капризный ребенок (франц.).

    162 А. А. Бестужев-Марлинский, Соч. в 2-х томах, т. 2, Гослитиздат, М. 1958, стр. 531.

    163 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 121.

    164 Там же, т. I, стр. 382.

    165 Там же, стр. 357.

    166 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. I, стр. 357.

    167 Там же, стр. 376—377.

    168 Идиоматические обороты «катай-валяй», «того-сего» (в стихотворениях с теми же названиями) в не меньшей мере, чем шуточная ода И. М. Долгорукого «Авось», подсказали Пушкину его «авось» в десятой главе «Евгения Онегина» как сатирически осмысленный речевой сгусток национально-государственного мышления в старой России:

    Авось, аренды забывая,
    Ханжа запрется в монастырь,
    Авось по манью Николая
    Семействам возвратит Сибирь.
    . . . . . . . . . . .
    Авось дороги нам исправят...

    Упоминая «воспетую» много раз Вяземским неисправность русских проезжих дорог и (в сохранившемся отрывке третьей строфы) «русского бога», Пушкин тем самым отсылает своего читателя к стихам Вяземского.

    169 Письмо А. И. Тургеневу от 3 июня 1822 г. — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 268.

    170 Такое значение зафиксировано в «Толковом словаре» В. И. Даля.

    171 П. А. Вяземский

    172 Имеется в виду «Разговор книгопродавца с поэтом».

    173 Запись 1826 г. — П. А. Вяземский, Записные книжки, стр. 121—122.

    174 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 126.

    175 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 64—65.

    176 Там же, стр. 64.

    177 Там же, стр. 66—67.

    178 Там же, стр. 40.

    179 «Зимние карикатуры» и «Станция» — развитие, но не коренное преобразование карамзинистского жанра «путешествия в стихах», ранним образцом которого является хотя бы написанное И. И. Дмитриевым «Путешествие в Париж и Лондон». Сильнейшим образом повлиял на «Коляску» пушкинский «Евгений Онегин». Дружеская болтовня, сатирические бытовые зарисовки — достояние старого «путешествия в стихах» — уже, как в «Евгении Онегине», органично сочетаются с лирикой.

    180 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. I, стр. 370.

    181 Письмо от конца мая 1826 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 207.

    182 , т. VII, стр. 221 (статья «Баратынский»).

    183 «Вестник Европы», 1824, № 7.

    184 А. С. Пушкин«искажении» романтиками русского языка высказывались, например, в журнале «Благонамеренный», 1825, ч. XXIX («Дело от безделья, или Краткие замечания на русские журналы»).

    185 См. письмо Пушкина Вяземскому от 14 и 15 августа 1825 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 170—172.

    186 Замечания Пушкина проанализированы Н. Л. Степановым в книге «Лирика Пушкина», «Советский писатель», М. 1959, стр. 206—208.

    187 Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 90.

    188 Особенность метафоры классицизма в том, что она не предполагает одновременного представления двух рядов, двух планов значения. В этом ее риторичность, как поэтической «фигуры». Поэтому критики 1820-х годов, ставившие знак равенства между метафорами «новой школы» и метафорами классицизма, заблуждались. См., например, в «Невском зрителе», 1821, ч. V («Письмо к г. Марлинскому»), ироническую цитату из пародии 1804 г. на «бессмысленную» оду. Автор, «житель Галерной гавани», неоправданно отождествляет метафоры романтиков и следующие:

    Октябро-непогодно-бурна,

    Сурово-приторно-сумбурна,
    Збродо-порывна глухота.
    Мерцает в скорбно-желтом слухе,
    Рисует в томно-алом духе

    189 П. А. Вяземский, Записные книжки, стр. 215.

    190 Было напечатано в журнале «Москвитянин», 1849, № 1.

    191 «Литературное наследство», т. 59, М. 1954, стр. 346.

    192 Недавно найден полный текст замечательной первой лекции. — «Литературное наследство», т. 59, стр. 345—380.

    193 Еще П. А. Плетнев считал, что в Ленском Пушкин «мастерски обрисовал Кюхельбекера» («Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым», т. III, СПб. 1896, стр. 384). Этой точки зрения придерживался и Ю. Н. Тынянов.

    194 Роль Кюхельбекера в поэзии пушкинской поры впервые раскрыта Ю. Н. Тыняновым. См. в кн.: В. К. Кюхельбекер«Советский писатель», Л. 1939. Другие работы Ю. Н. Тынянова о Кюхельбекере собраны в его книге «Архаисты и новаторы», «Прибой», Л. 1929.

    195 Подробнее см. в моем предисловии к роману Ю. Н. Тынянова «Кюхля» (Гослитиздат, М.—Л. 1963).

    196 См. в издававшемся Кюхельбекером совместно с В. Ф. Одоевским альманахе «Мнемозина», III, СПб. 1824, стр. 172.

    197 В. К. Кюхельбекер«Прибой», Л. 1929, стр. 222. То же на стр. 183. Далее всюду цитируется это издание.

    198 Из писем Рылеева и А. Бестужева Пушкину за 1825 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., в 16-ти томах, т. 13, изд-во АН СССР, 1937, стр. 141, 148—150.

    199 См. А. Г. , Творчество Рылеева, изд-во АН СССР, М. 1955, гл. III.

    200 Дневниковая запись Кюхельбекера (см. кн.: «Декабристы и их время», изд-во АН СССР, М.—Л. 1951, стр. 535).

    201 В. К. Кюхельбекер

    202 Небезынтересно привести аналогичный пример из малоизвестного декабристского поэта П. И. Колошина.

    Еще в тумане скрыта цель
    Возлюбленных желаний, —

    так говорится о в его гражданском послании «К артельным друзьям», представляющем собой приспособление структуры «Певца во стане русских воинов» к выражению политического свободолюбия. — «Поэзия декабристов», «Советский писатель», Л. 1960. стр. 50—51.

    Полный текст впервые опубликован А. Ю. Вейсом («Литературное наследство», т. 60, изд-во АН СССР, М. 1956, стр. 541—552).

    203 «Письмо к графине С. И. С. о русских поэтах» («Северные цветы на 1825 год»).

    204 См. работу «Архаисты и Пушкин» Ю. Н. Тынянова в кн.: «Архаисты и новаторы»; главу «Школа гармонической точности» в кн. Л. Я. , О лирике, «Советский писатель», М.—Л. 1964.

    205 Тудески — так в Италии называли немцев.

    206 Письмо Л. С. Пушкину от 4 сентября 1822 г. — А. С. , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 43—44.

    207 «Языковский архив», вып. I. Письма Языкова к родным за дерптский период его жизни (1822—1829), СПб. 1913, стр. 197.

    208 См. также суждения в «Дневнике» Кюхельбекера, стр 68, 76, 81, 88, 89, 93, 289 и др.

    209 А. С. , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 44, 142.

    210 «Декабристы и их время», изд-во АН СССР, М.—Л. 1951, стр. 376.

    211 «Он (Пушкин. — И. С.) всегда выдавал себя за приверженца школы так называемых очистителей языка, — а я вот уже 12 лет служу в дружине славян под знаменем Шишкова, Катенина, Грибоедова, Шихматова». — В. К. , Дневник, стр. 88.

    212 Письмо Н. И. Гнедичу от 13 мая 1823 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 60.

    213 Закуп

    214 Сравним его похвальный отзыв о П. А. Катенине: «Такие стихи являют поэта истинно восторженного, истинно исступленного» («Дневник», стр. 87).

    215 «Мнемозина», ч. II, М. 1824.

    216 В «Мнемозине» явная опечатка — «любимую».

    217 В наброске «Возражение на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине» (1825—1826) Пушкин оспаривает понимание вдохновения как «исступления».

    218 Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, Гослитиздат, М. 1951, стр. 476.

    219 Об идеологических и эстетических различиях между разными поколениями писателей-декабристов см статью Л. Гинзбург «О проблеме народности и личности в поэзии декабристов». — В кн.: «О русском реализме XIX века и вопросах народности литературы», М.—Л. 1960.

    220 «Прозаичность» стихотворных псалмов Ф. Н. Глинки показана В. Г. Базановым во вступительной статье к его «Избранным произведениям», «Советский писатель», Л. 1957, стр. 30—31.

    221 «Бедности и утешения»: «Бог дал детей?.. Ну что ж? пусть он наш будет кум!» (А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 331).

    222 Тем не менее свои агитационные песни А. Бестужев и Рылеев писали в «простонародном» духе.

    223 Мы уже упоминали, что Кюхельбекер, прекрасно разбиравшийся в жанрах, сближал «новую» элегию и послание («О направлении нашей поэзии...»).

    224

    225 Подробнее — в главе о Вяземском. В какой-то мере даже формула «я не поэт, а гражданин» была утверждением своего личного права на поэзию определенного направления, а не только декларацией преимуществ гражданской сознательности перед художественной одаренностью.

    226 Выражение «вертлявые музы» — попытка непривычным эпитетом искупить традиционность композиции и рифмовки (союз — муз) и т. д.

    227 «Зачем кусать нам груди кормилицы нашей? потому что зубки прорезались?» (А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 118).

    228 В. К. Кюхельбекер

    229 «Декабристы и их время», изд-во АН СССР, М.—Л. 1951, стр. 351.

    230 См. В. К. Кюхельбекер, Дневник, стр. 97, 118, 121, 144 и др.

    231 Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 194.

    232 «Ижорский», как и некоторые другие произведения Кюхельбекера 1830-х годов, был напечатан стараниями Пушкина без указания имени поэта. В рецензии на «Ижорского» Белинский, не зная, что автором является ссыльный декабрист, писал: «Грустно видеть человека с умом, с большей или меньшею степенью образования... любящего искусство, — и вместе с тем так жестоко обманывающегося насчет своего призвания...» (В. Г. Белинский

    233 Это относится и к произведениям Кюхельбекера на библейские, «восточные» темы («Давид», «Зоровавель», незавершенная поэма о Грибоедове).

    234 Включен в поэму «Давид»

    235 См. В. К. Кюхельбекер

    236 В. К. Кюхельбекер, Дневник, стр. 79, 153.

    237 И. И. Пущин

    238 В. К. Кюхельбекер, Дневник, стр. 274.

    239 «Языковский архив», вып. I. Письма, Н. М. Языкова к родным за дерптский период его жизни (1822—1829), СПб. 1913, стр. 171, 48, 290. Далее всюду цитируется это издание.

    240 «Языковский архив», стр. 379, 287, 395.

    241 Запись 1825 г. — Там же, стр. 214.

    242 См. М. К. , Н. М. Языков. — В кн.: Н. М. Языков, Собр. стихотворений, «Советский писатель», Л. 1948.

    243 Письма 1823—1824 гг. — «Языковский архив», стр. 122, 74.

    244 Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 206.

    245 «Языковский архив», стр. 394.

    246 Назовем Бальмонта, Игоря Северянина. Речь идет, впрочем, только о некоторых тенденциях их поэзии.

    247 «Н. М. Языков». — В кн.: Н. М. Языков, Полн. собр. стихотворений, «Советский писатель», М.—Л. 1964.

    248 «Языковский архив», стр. 53.

    249 «Языковский архив», стр. 26.

    250 , стр. 128, 31.

    251 Там же, стр. 35.

    252 Там же

    253 Там же, стр. 158.

    254 См С. Г. Исаков«Ученые записки Тартуского университета», вып. 98, № 3, Тарту, 1960, стр. 155 и след.

    255 В стихах, посвященных А. А. Воейковой при ее жизни, преобладают те же мотивы («На петербургскую дорогу», 1823, «Забуду ль вас когда-нибудь...», 1825):

    Я, видя вас, любимец музы,
    Я только трубадур без вас.

    256 «Языковский архив», стр. 187.

    257 , стр. 253—255.

    258 Там же, стр. 255, 260.

    259 «Е. А. Свербеевой», «Воспоминание об А. А. Воейковой», «Камби» (1831); «А. П. Елагиной» (1832); «Д. В. Давыдову», «А. Н. Вульфу» (1833); «Е. Н. Мандрыкиной» (1834); «Графу В. А. Соллогубу», «Малага» (1839); «К. К. Павловой», «А. А. Елагину» (1841); «Князю П. А. Вяземскому», «А. П. Елагиной» (1844); «К баронессе Е. Н. Вревской» (1845); «К. К. Павловой» (1846) и др.

    260 «национализма» Языкова и о спорах вокруг Языкова в журнале «Московский телеграф» см. в указанных работах М. К. Азадовского и К. К. Бухмейер.

    261 «Языковский архив», стр. 93.

    262 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 130.

    263 Давыдов, Полн. собр. стихотворений, Издательство писателей в Ленинграде, 1933, стр. 288—289.

    264 Б. А. Ларин напомнил очень важное положение древней индийской поэтики: «Словесная сторона в поэзии не должна останавливать на себе слишком много внимания, иначе не будет чувствоваться преобладание скрытого смысла» («О разновидности поэтической речи». — Сб. «Русская речь», под ред. Л. В. Щербы, Пг. 1923).

    265 Есть между стихами Языкова и Вяземского отдельные совпадения, но не в них, конечно, суть дела: стихотворения «Прощание с халатом» — у Вяземского, «К халату» — у Языкова; замысловатые окончания стихов: «ласков» — «Херасков» (Вяземский), «лаком» — «знаком» (Языков) и т. п. Оба поэта упорно заменяют слово «прекрасный» словом «красивый» (см. в главе о Вяземском).

    266

    267 Позднее, чем Языковым, этот тип лексики разрабатывался Бенедиктовым.

    268 Для своих немногочисленных метафорических «сюжетов» Языков использует, как правило, тропы, общеупотребительные в обыденной речи: «Те дни летели, как стрела», «Могучим кинутая луком», — ср. выражения «лететь, как стрела», «дни летели». «Веков по льдяным степеням // Россия бодро восходила» — такое же оживление метафоры «восходящее движение» и т. п.

    269 Сравним в стихотворении Н. С. Гумилева: «На далекой звезде Венере... У деревьев синие листья» («На далекой звезде Венере...»).

    270 В. М. Жирмунский в «Вопросах теории литературы» обратил внимание на смещение привычных значений в строках «Для берегов отчизны дальной // Ты покидала край чужой».

    271 «Многие ли задумывались над тем, что крылья совершенно незаконно являются здесь грозным атрибутом ангелов?» — «Архаисты и новаторы», «Прибой», Л. 1929, стр. 590.

    272 Языковские рифмы преимущественно очень простые и по большей части морфологически однородные, типа «смиренный» — «изнуренный», «гробов» — «годов», «воспоминаньях» — «преданьях», «моей» — «дней» и т. п. («На смерть няни А. С. Пушкина»).

    273 Эти примеры — в статье В. Н. Орлова «Н. М. Языков». — В. Н. Орлов, Пути и судьбы, Л. 1963.

    274 Об этом пишет в своей статье К. Бухмейер.

    275 «Близнецы» достаточно двух этих глаголов: «Когда кипит и стынет кровь».

    276 К. Н. Батюшков

    277 «Московский телеграф», 1893, № 6, стр. 237.

    278 См. А. Белый, Опыт характеристики русского четырехстопного ямба, «Символизм», М. 1910.

    279 Письмо от 9 мая 1825 г. — А. С. , Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. XIII, стр. 169.

    280 А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 582.

    281 Филиппович, Жизнь и творчество Е. А. Баратынского, Киев, 1917, стр. 39.

    282 «Щукинский сборник», т. IV, стр. 108.

    283 См. нашу заметку «Письма Пушкина» в издании: А. С. , Собр. соч., т. IX, Гослитиздат, М. 1962, стр. 403—404.

    284 Письмо И. В. Киреевскому 1831 г. — В кн.: «Татевский сборник С. А. Рачинского», СПб. 1899, стр. 13.

    285 «Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым». т. III, СПб. 1896, стр. 400.

    286 «Воспоминания В. Эртеля». — «Русский альманах на 1832—1833 годы», стр. 283.

    287 «Он образовался в беспокойные времена междуусобий Карамзина с Шишковым, и военный дух не покидает его и ныне» (Письмо И. И. Козлову от апреля 1825 г. — Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, Гослитиздат, М. 1951, стр. 482).

    288 Письмо Рылеева Дельвигу от 5 октября 1825 г.

    289 «Гамлет-Баратынский» — так называл поэта Пушкин.

    290 Белинский, Полн. собр. соч., т. VI, стр. 142.

    291 О поэмах Баратынского см. К. В. ПигаревБаратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 15—19; И. Тойбин, Поэма Баратынского «Эда». — «Русская литература», 1963, № 2.

    292 Медведева, Ранний Баратынский. — В кн.: Е. А. Баратынский, Полн. собр. стихотворений, т. I, «Советский писатель», М.—Л. 1936; И. Л. Альми«Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена», т. 219, Л. 1961.

    293 См. в кн.: А. С. Пушкин, Письма, под ред. Б. Л. Модзалевского, т. II, Госиздат, М.—Л. 1928, стр. 360.

    294 Это отмечали: Ю. , Силуэты русских писателей, изд. 4-е, «Мир», М. 1914, стр. 121; П. П. Филиппович, Жизнь и творчество Е. А. Баратынского, стр. 187—188; И. М. Тойбин«Филологические науки», 1961, № 2, стр. 107.

    295 Письмо от 7 февраля 1825 г. — А. С. Пушкин, Полн. собр. соч. в 16-ти томах, т. XIII, стр. 140.

    296 О «детерминированности личности» и «силе законов судьбы» у Баратынского пишет И. М. Тойбин («Об особенностях общественно-литературной позиции раннего Баратынского». — «Филологические науки», 1961, № 2, стр. 106).

    297 Пушкин, Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. X, стр. 78.

    298 Л. Я. Гинзбург

    299 В «Черной шали» Пушкина (1820) — «Когда легковерен и молод я был»; в стихотворении «Когда в объятия мои...» (1830) — «ласки легковерных дев».

    300 Стихотворение «Под небом голубым...» несколько необычно в лирике Пушкина (этим подтверждается связь его замысла с «Признанием») Тот же мотив (связанный с тем же, кстати, лицом, — А. Ризнич) в более поздних стихах изменен (верность прошлому чувству и непоколебимая реальность прошлого в стихотворениях «Для берегов отчизны дальной...» и «Заклинание»).

    301 Частицу «не» Баратынский охотно использует и для противопоставления, заключенного в одном только слове: «Храни свое неопасенье, свою неопытность лелей»; «лица необщим выраженьем» и т. д.

    302 П. А. , Соч., т. 1, СПб. 1888, стр. 305.

    303 Значение эпитетов у Баратынского подчеркивает Е. Н. Купреянова во вступительной статье к «Стихотворениям» Баратынского («Советский писатель», 1957, стр. 19 и др.).

    304 См. письмо Баратынского И. И. Козлову от апреля 1825 г. — Е. А. Баратынский«Европеец», 1832, ч. I, № 2, стр. 261.

    305 После 1827 г. Баратынским обращено к жене несколько стихотворений («О, верь, ты, нежная, дороже славы мне..» «Своенравное прозванье» и др.).

    306 Поэма «Пиры», рисующая Баратынского апологетом иных — эпикурейских — воззрений, написана в 1820 году — прежде его элегии разочарования.

    307 См. указанные выше работы этих авторов, а также: В. Муравьев«Наступление», 1935, № 2, Смоленск, стр. 64—88.

    308 См. статью И. Л. Альми, Идейно-творческие искания Е. А. Баратынского конца двадцатых — первой половины тридцатых годов XIX века. — «Историко-литературный сборник», Л. 1966.

    309 См. П. А. Плетнев

    310 Наиболее подробно об этом писала Е. Н. Купреянова в статье «Баратынский тридцатых годов». — В кн.: Е. А. Баратынский, Полн. собр. стихотворений, т. I, Л. 1936.

    311 Е. А. , Полн. собр. соч., т. I, СПб. 1914, стр. XII.

    312 Е. А. Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 486.

    313 «Поэзия мысли» книги Л. Я. Гинзбург «О лирике».

    314 Белинский писал о стихотворениях Баратынского, помещенных в сборнике 1835 г.: «Ни одно из них не западет вам в душу, не взволнует ее могущею мыслию...» — В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. I, стр. 325.

    315 Письмо 1840 г. — Е. А. , Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 529. Курсивом — из «Слова Феофана Прокоповича на погребение Петра Великого». См. также стр. 526.

    316 См. «Московский вестник», 1828, № 1, стр. 71.

    317 «Московский наблюдатель», 1837, ч. XII, стр. 324.

    318 Е. А. , Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 520.

    319 На заимствование поэтом у И. Киреевского слова «соразмерности» (во множественном числе) в качестве философского термина указал Д. Мирский См. его статью «Баратынский» в кн.: Е. А. Баратынский, Полн. собр. стихотворений, т. I, Л. 1936.

    320 «Видение» (опубликовано в 1829 г.), «Как океан объемлет шар земной...» (опубликовано под заглавием «Сны» в 1830 г.), «О чем ты воешь, ветр ночной...» (1836).

    321 Метафора «волн видений» есть в поэме Байрона «Сон» (1816). Разумеется, там она не развернута в образе стихии, родственной душе.

    322 Тютчевское «Видение» опубликовано в 1829 г.; «Как океан...» — в 1830 г.; «О чем ты воешь, ветр ночной...» — в 1836 г. Даты написания всех этих стихотворений, к сожалению, неизвестны. Впрочем, дело и не в датах, а в явственной близости тематики, имеющей общие истоки.

    323 «Московский вестник», 1828, № 2, стр. 192.

    324 Это мнение повторено и Н. А. Полевым в «Московском телеграфе» (1828, № I, стр. 125).

    325 «Из истории русского идеализма», М. 1913, стр. 188. Между прочим, у Одоевского есть и рассуждения о «периодах» жизни Земли и человечества, соотнесенных между собой: «В восходящем периоде Земли поколения умнеют, в нисходящем — глупеют, в конце — ожидает ничтожество» (там же, стр. 482).

    326 Ю. Айхенвальд, Силуэты русских писателей, «Мир», М. 1914, стр. 123—125.

    327 Баратынский, Стихотворения, М. 1957, стр. 368—369.

    328 Письмо от первой половины декабря 1825 г. — А. С. Пушкин

    329 П. Н. Сакулин, Из истории русского идеализма, М. 1913, стр. 129.

    330 Л. Я. Гинзбург указала на акцентированность этого местоимения благодаря его положению в рифме и в строфическом переносе («О лирике», стр. 83—88).

    331 énomène — фигурирует в переводе Баратынским собственной элегии на французский язык.

    332 По древнегреческому преданию — сыновья царя Эдипа, погибшие в братоубийственной борьбе за власть.

    333 У Новалиса в его «Гимнах ночи» и некоторых других произведениях есть, наоборот, прославление смерти как наиболее значительного «события» жизни человека.

    334 Так считали Н. Котляревский («Вестник Европы», 1895, № 7, стр. 200), Е. Жураковский («Пушкинский сборник», М. 1900, стр. 298).

    335 Сборник «Сумерки» построен не хронологически.

    336 «Кьеркегора (с философией которого он, разумеется, вряд ли успел познакомиться), с известными оговорками может рассматриваться как предшественник экзистенциализма в поэзии.

    337 Символический образ звезды имел традицию в метафорах типа «звезда души» и т. п.; метафора эта сближала «душу» и «звезду» (Кюхельбекер в «На смерть Байрона», Хомяков в «Мечте» — «И звезды лучшие срываются с небес»).

    338 См. Е. А. Баратынский, Стихотворения, под ред. И. Медведевой, Гослитиздат, М. 1945.

    339 Баратынский, Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 527.

    340 «Смерть Байрона» — ода. Соответственно, к олицетворениям Кюхельбекера относится все то, что выше говорилось об олицетворениях классицизма. Характерны тут же риторические строки о парящем в небесах «великане»: «Я зрю блестящее виденье...» и т. д.

    341 Мы считаем очень плодотворным теоретический ход мысли Л. Я. Гинзбург («О лирике», стр. 82) о своеобразной персонификации в «Осени» падающей звезды. Но все же звезда не превращается, нам кажется, в некое «особое существо, отчаянно страдающее». Она — звезда, а не «существо», но все дело в том, что она реальна, а не аллегорична. Что же касается «воя» звезды, которым Л. Я. Гинзбург мотивирует свое понимание ее «гибели» как гибели некоего живого «существа, отчаянно страдающего», то слово «вой» относится к лексикону русской оды (батальной) XVIII века, где ему необязательно было выражать «вой» существа (и теперь говорится — «вой» снаряда и т. п.). Не можем согласиться и с пониманием «уха мира» как «предвестия» оживленной метафоры Маяковского («Вселенная спит, положив на лапу // С клещами звезд огромное ухо»). «Ухо» у Баратынского имеет смысл отвлеченный, переносный («вслух мира»); подобное можно найти скорее у предшественников, чем наследников, поэта. В приведенной архаической оде Кюхельбекера, между прочим, фигурирует «око» («И око, зря ее полет, // За ней боязненно течет»).

    342 «Русские второстепенные поэты» указал на совпадение лермонтовских стихов из «Мцыри»:

    И миллионом черных глаз
    Смотрела ночи темнота
    Сквозь ветви каждого куста, —

    с тютчевскими:


    Глядит из каждого куста.

    Метафорическое сравнение у Тютчева больше «оживлено» (источник этой метафоры — стихотворение Гете).

    343 Ср. в более раннем стихотворении: «Не другом красоты, не другом остроумья, он другом был тебя самой» («Младые грации сплели тебе венок...»).

    344 Письмо от 22 февраля 1832 г. — Е. А. , Стихотворения, поэмы, проза, письма, стр. 515.

    Введение
    Батюшков.
    Жуковский.
    Денис Давыдов.
    Вяземский.
    Кюхельбекер.
    Языков.
    Баратынский.
    Заключение.
    Примечания.
    Раздел сайта: