• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (rus-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1830"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Семенко. Поэты пушкинской поры. Баратынский.
    Входимость: 12. Размер: 143кб.
    2. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 8. Размер: 80кб.
    3. Семенко. Поэты пушкинской поры. Вяземский.
    Входимость: 6. Размер: 59кб.
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 1.
    Входимость: 6. Размер: 35кб.
    5. Семенко. Поэты пушкинской поры. Заключение.
    Входимость: 6. Размер: 4кб.
    6. Семенко. Поэты пушкинской поры.
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    7. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 60кб.
    8. Семенко. Поэты пушкинской поры. Языков.
    Входимость: 5. Размер: 75кб.
    9. Семенко. Поэты пушкинской поры. Денис Давыдов.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    10. Семенко. Батюшков и его "Опыты".
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    11. Семенко. Поэты пушкинской поры. Кюхельбекер.
    Входимость: 3. Размер: 53кб.
    12. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 5
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    13. Благой. Основные даты жизни и творчества К. Н. Батюшкова.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    14. Батюшков — Муравьевой Е. Ф., 12 июля 1818.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    15. Речь о влиянии легкой поэзии на язык, читанная при вступлении в "Общество любителей российской словесности" в Москве 17 июля 1816
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    16. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 2
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    17. Батюшков — Оленину Н. А., 11 мая 1807.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    18. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    19. Белинский В.Г.: Сочинения в прозе и стихах, Константина Батюшкова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    20. Батюшков — Гнедичу Н. И., 6 мая 1811.
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    21. Умирающий Тасс: Элегия.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    22. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    23. Батюшков — Оленину А. Н., февраль 1819.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    24. Путешествие в замок Сирей: Письмо из Франции к г. Дашкову.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    25. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 9.
    Входимость: 1. Размер: 54кб.
    26. Фридман. К. Н. Батюшков.
    Входимость: 1. Размер: 121кб.
    27. Послание к Н. И. Гнедичу.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    28. Фридман. Проза Батюшкова. Часть 12.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    29. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 27кб.
    30. Батюшков — Гнедичу Н. И., 11 мая 1811.
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    31. Видение на берегах Леты.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    32. Батюшков — Оленину Н. А., 23 ноября 1809.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    33. Сандомирская. Батюшков К. Н. (Русские писатели: Биогр. словарь. 1992)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    34. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 40кб.
    35. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 3
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    36. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 4
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    37. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    38. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года)
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    39. Батюшков — Гнедичу Н. И., февраль 1810.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    40. "Тот вечно молод, кто поет...".
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    42. Батюшков — Гнедичу Н. И., начало августа 1816.
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    43. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    44. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 9.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    45. Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года
    Входимость: 1. Размер: 3кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Семенко. Поэты пушкинской поры. Баратынский.
    Входимость: 12. Размер: 143кб.
    Часть текста: них. «Богдановичу» Проблема «песни и жизнь» поэта, стоявшая у большинства лириков пушкинской поры в центре внимания, для Баратынского была второстепенной. Он в этом отношении антипод Языкова, который довел личностный элемент в поэзии до крайней степени. Он идет другим путем, чем Пушкин, аккумулировавший в лирике всю историю своей жизни, от Лицея до ссылки и служебной неволи. У Баратынского даже такое решающее событие, как финляндское изгнание, служит преимущественно фоном для элегической лирики, придает ей окраску, но не определяет ее существа. Если образ поэта-изгнанника в южной лирике Пушкина всегда стоит на первом плане, всегда оттеняется величием пейзажа, то Баратынский раздумья о себе самом включает в другую раму. Его «Финляндия» (1821) строится как цепь размышлений о вечности , поглощающей все временное . В этой раме и образ поэта — мал, «безвестен», «не вечен». Сходство собственной участи с участью других — основная мысль элегии «Финляндия». Как непохоже это, с одной стороны, на Языкова, с другой — на Пушкина! Характерно суждение поэта-современника, П. А. Катенина, об интонации, о речевом колорите стихов «Евгения Онегина»: «Я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость» 279 , — писал Катенин Пушкину. Что же касается Баратынского, то стиль его разговора «в жизни» был несомненно иным, чем его литературный стиль. Автор...
    2. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 8. Размер: 80кб.
    Часть текста: стихотворение Батюшкова «Изречение Мельхиседека», снабдив его следующим примечанием: «Кто мне сообщил это стихотворение, не помню. Сообщивший утверждал, что оно уже по смерти поэта К. Н. Батюшкова было замечено на стене, будто бы написанное углем» 1 . Никто из читателей не усомнился в справедливости этого примечания. Между тем Батюшков был жив, и ему оставалось жить еще больше двадцати лет. В 1843 году Белинский заметил о Батюшкове: «Превосходный талант этот был задушен временем. При этом не должно забывать, что Батюшков слишком рано умер для литературы и поэзии». Разумеется, Белинский знал о том, что Батюшков жив и живет в Вологде. Но и он считал поэта уже как бы несуществующим... Писать о том, что было с Батюшковым после душевного заболевания, — занятие тяжелое и неблагодарное. Можно было бы заключить содержание этой главы в несколько страниц и поставить точку. Но еще при жизни поэта вокруг его болезни и вокруг «умолчаний» о ней появились домыслы и слухи, сплетни и пересуды. Они распространялись, обрастали деталями и, наконец, дожили до нашего времени. Мы хотим избавить светлую память большого русского поэта от «слухов». А это можно сделать единственным способом: противопоставив «пересудам» и «рассказам» документы, письма, достоверные воспоминания современников. И, движимый чувством любви...
    3. Семенко. Поэты пушкинской поры. Вяземский.
    Входимость: 6. Размер: 59кб.
    Часть текста: «К ним» «Да сколько я вам раз, милостивые государи и безмилостивые деспоты, сказывал, что я не хочу писать ни как тот, ни как другой, ни как Карамзин, ни как Жуковский, ни как Тургенев, а хочу писать как Вяземский...» 139 «Хочу писать как Вяземский» — этот лозунг сделал поэта предтечей тех явлений новой лирики, в которых на первый план выдвигалась оригинальность личной манеры. Поэзия Петра Андреевича Вяземского, всецело направленная на воспроизведение современной жизни и современного сознания, вышла из литературной реформы Карамзина. Карамзин всегда являлся для Вяземского незыблемым авторитетом 140 . В юности поэта его старший друг Батюшков мотивировал свой карамзинизм («легкую поэзию») тем, что именно «частное» является подлинным обнаружением общей жизни. Характерный для Вяземского интерес к разнообразным проявлениям общественного бытия (Батюшков называл это «людскостью»), интерес к злободневному — не преодоление карамзинизма, а дальнейшее его развитие. Недаром И. И. Дмитриев писал Вяземскому: «Люблю Жуковского и Батюшкова по-прежнему, но да не прогневаются они: Вяземскому в сердце моем первое место» 141 . Автор «Модной жены» — невинной, при всей своей игривости, нравоописательной сатиры,...
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 1.
    Входимость: 6. Размер: 35кб.
    Часть текста: XIX в. выдвигала перед обоими писателями одни и те же проблемы, в особенности проблему личности, которая стояла очень остро в условиях самодержавно-крепостнического государства. Решение этой проблемы было у Пушкина и Батюшкова во многом сходным, так как оба они принадлежали к образованной и передовой дворянской интеллигенции, резко отрицательно относившейся к «страшному миру» чиновников и помещиков, и переживали конфликт с действительностью (конечно, нельзя забывать, что Пушкин в отличие от Батюшкова сблизился с декабристами, а затем вообще вышел за рамки взглядов дворянства и сделался народным писателем). К тому же творческие индивидуальности Пушкина и Батюшкова были похожими. Разумеется, Пушкин был гением, а Батюшков — просто крупным талантом, но в характере восприятия жизни у Пушкина и Батюшкова можно найти много общего. В основе этого восприятия лежало жизнелюбие, светлое и радостное отношение к «земному» миру, хотя оба поэта в то же время остро ощущали трагические диссонансы...
    5. Семенко. Поэты пушкинской поры. Заключение.
    Входимость: 6. Размер: 4кб.
    Часть текста: многообразие мира. Она развивалась по пути углубления интимных жанров. У Баратынского и Тютчева содержанием внутренней душевной жизни стала философская мысль. У Пушкина переживания личности — среда преломления исторической и социальной проблематики. В особенности всеобъемлюща лирика Пушкина. Пушкин впитал в себя все лучшее, что создавалось до него, от Ломоносова и Державина до Дениса Давыдова, Батюшкова и Жуковского. Это оказалось возможным потому, что сам диапазон внутренней жизни в творчестве Пушкина расширил свои пределы почти безгранично. Предметом душевных переживаний, предметом лирического выражения является в поэзии Пушкина политика, история, природа, народ, война, религия, искусство, дружба, любовь. В сфере поэтического языка и образности тридцатые годы прошлого века выдвинули свои, новые задачи. Необыкновенно плодотворная работа над языком целой плеяды блестящих мастеров привела к тому, что язык русской поэзии стал предельно выразительным, отшлифованным, утонченно образным. Структура нового языка поэзии — разговорная, но предмет, содержание «разговора» усложнились и углубились неизмеримо. В лирике второй половины 1820-х и 1830-х годов появляются самоанализ, психологизм, стремление в противоречиях и сложностях личного сознания раскрыть противоречия и сложности общей жизни. «Гармоническое» восприятие мира находит все меньше сторонников. Властителем дум в конце 1830-х годов стал Лермонтов, но это было уже за гранью поэзии пушкинской поры. От лирики 1830-х годов современники требовали «поэзии мысли». Разочарование в...
    6. Семенко. Поэты пушкинской поры.
    Входимость: 5. Размер: 12кб.
    Часть текста: пониманием поэтами душевной жизни характерно, что ода вызывала нападки не только за отсутствие в ней психологических переживаний личности, но и за чрезмерную высоту ее эмоционального тона, тяжелую напыщенность чувств «восторга», «ликования» и т. д., какими наделял себя одический «автор». На это были направлены многочисленные пародии современников. Лирика — искусство, в котором большую роль играет особого рода эмоциональность; В. А. Ларин назвал это «чувством переменного лирического напряжения», «волевым возбуждением», не сводимым ко всем другим эмоциям, хотя в нем «все другие эмоции могут соучаствовать» 1 . Вот почему, в литературных спорах пушкинской поры был заострен вопрос об «искренности чувств» («искренность драгоценна в поэте» 2 , — писал Пушкин). В 1800-х — первой половине 1810-х годов совершенно необычный тип лирики, «интимно-героический», создал Денис Давыдов. Но «гусарские песни», естественно, не могли явиться главной формой новой поэзии. Элегия (элегическое послание, элегическая медитация) стала жанровой основой в русской лирической поэзии 1820—1830-х годов. Элегия, как жанр предромантический, открыла путь для выражения самых разнообразных чувств и мыслей в лирике, позволила по-новому выразить богатства общественного и философского содержания. Традиционные признаки элегического стиля вытеснялись по мере изменения самого понимания «внутренней жизни». Стилистические средства оды использовались в дальнейшем (Пушкиным, Баратынским, Тютчевым). Но решающими оказались вопросы структуры. Конструктивный принцип оды, свойственная ей малая подвижность «угла зрения» и условность эмоционального тона были отменены....
    7. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 60кб.
    Часть текста: СПб. 1878—1896, стр. 150—161. 4 А. С. Пушкин , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 526. 5 Б. В. Томашевский обратил внимание на то, что и античные «идиллии» Дельвига, и его русские песни, пользовавшиеся большой популярностью, не ставили перед собой цели передать подлинный дух и формы античного и русского устно-поэтического творчества. Даже размеры, «похожие» на античность или русскую песню, изобретались Дельвигом. Это, конечно, далеко не случайно. См. вступительную статью Б. В. Томашевского к «Стихотворениям» Дельвига, «Советский писатель», Л. 1936 («Б-ка поэта». Малая серия). 6 Г. Гейне , Путевые картины, ч. III, гл. XXX. 7 Дух истории Феррана ( франц. ). 8 К. Н. Батюшков , Соч., под ред. Л. Н. Майкова, т. III, СПб. 1886, стр. 136. Далее всюду цитируется это издание. 9 К. Н. Батюшков , Соч., т. II, стр. 121. 10 Там же , т. III, стр. 305. 11 Там же , т. II, стр. 144. 12 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 342. 13 Там же , стр. 205—206. 14 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 208—210. 15 К. II. Батюшков , Соч., т. II, стр. 131—132. 16 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 295. 17 Речь вдет о «Братьях-разбойниках». — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 322. 18 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 63. ...
    8. Семенко. Поэты пушкинской поры. Языков.
    Входимость: 5. Размер: 75кб.
    Часть текста: по его убеждению, «не может ни в каком случае произойти иначе, нежели блистательно». В конце концов именно самолюбие помешало поэту держать этот экзамен и получить соответствующий аттестат. Он хотел «даже и не в своем околотке явиться косцом деятельным и достохвальным». «...Снисхождение, конечно, было бы ему оказано, но он желал, кажется, чего-то блистательного» 240 , — пишет его друг и почитатель А. Н. Татаринов. «Я» поэта приобретает черты высокомерия: «...мне необходимо нужно иметь понятие о философии для моих будущих литературных подвигов: она, конечно, может поставить их куда следует, возвысит, отриумфирует и сделает из меня (предположив, что я имею истинный талант в поэзии) существо, могущественнейшее тех, кому у нас так удивляются» 241 . Последнее метит в Пушкина. Отношение Языкова к Пушкину, менявшееся и прошедшее три этапа (отрицательное по 1825 год, восторженное в 1826—1830 годы и затем снова недоброжелательное) изучено М. К. Азадовским, поставившим его в связь с творческими исканиями Языкова, с его пониманием романтизма и народности 242 . Даже во время дружеского сближения обоих поэтов Языков не только не отказался от своей «надменности», но написал о лете, проведенном с Пушкиным: ...И все божественное лето, Которое из рода в род, Как драгоценность, перейдет, Зане Языковым воспето. («П. А. Осиповой» — «Благодарю вас за цветы...») Вот еще одно признание: «Я пользуюсь любовью всех моих знакомых, между тем как вовсе не люблю их... со мною... обходятся как-то почтительнее, и я для них — как будто священная особа!» Языков с удовлетворением сообщает своим родственникам, что на него «смотрят совсем иными глазами...» 243 и потому в студенческой среде Дерпта ему «прощаются» промахи, из-за которых обычно вызывают на дуэль. « Вдохновенный » —...
    9. Семенко. Поэты пушкинской поры. Денис Давыдов.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    Часть текста: половине XIX века, в частности в статьях критиков-шестидесятников, гусарские стихи Давыдова подверглись суровой переоценке за «пустоту и ничтожность» 108 . «Что соединяет людей, по мнению Давыдова: водка и пунш, пунш и водка — для разнообразия, пожалуй, арак» 109 . В подобных оценках отразилось непонимание стихотворных исканий Давыдова. «Анакреон под доломаном» (так называли его современники), Давыдов — наследник анакреонтики XVIII века. Однако он решительно изменил ее смысл и формы. Направление русской анакреонтике было когда-то дано Ломоносовым: Хоть нежности сердечной, В любви я не лишен, Героев славой вечной Я больше восхищен. ( Ломоносов , «Разговор с Анакреоном») Ломоносов создал и стилистический эталон русской анакреонтической поэзии — мягкую простоту, тихую домашность лексики и тона: Ночною темнотою Покрылись небеса, Все люди для покою Сомкнули уж глаза. («Ночною темнотою...») Но я лишь рад покою, Гордыне не служу; В сей хижине с тобою Я счастье нахожу. ( Капнист , «Богатство убогого») Державин в своих анакреонтических стихах примыкал к этой же традиции. Давыдов решительно ее видоизменяет. Именно для того чтобы воспевать героизм и славу, для поэзии сугубо воинской, с презрением чуравшейся покоя, — он использовал «анакреонтический род», придав ему резкость и «громкость», преобразив его до неузнаваемости. Как известно, Давыдов имел предшественников и среди так называемых «гусарских» (гвардейских) стихотворцев. Эта дилетантская, по...
    10. Семенко. Батюшков и его "Опыты".
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    Часть текста: 2 , который доказывает, что люди режут друг друга затем, чтоб основывать государства, а государства сами собою разрушаются от времени, и люди опять должны себя резать и будут резать, и из народного правления всегда родится монархическое, и монархий нет вечных, и республики несчастнее монархий, и везде зло, а наука политики есть наука утешительная, поучительная, назидательная ... и еще бог знает что такое! Я закрываю книгу. Пусть читают сии кровавые экстракты те, у которых нет ни сердца, ни души» 3 . В первой половине своей творческой жизни, до войны 1812 года, Батюшков выработал собственную «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера (последнего он односторонне понимал как преимущественно рассудительного мудреца-эпикурейца), Батюшков своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и политическую философию Батюшкова — гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья. Гедонизм его имел, однако, эстетически возвышенный характер, был в целом лишен «либертенского» вольнодумства; наоборот, сочетаясь с «прекраснодушием», сближался с карамзинским сентиментализмом. Поклонник Карамзина и воспитанник его друга, М. Н. Муравьева, Батюшков считал, что истинное наслаждение жизнью возможно только для добродетельной души. «Маленькая» философия Батюшкова, окруженная с самого начала разбушевавшейся стихией европейской истории, была пронизана тревожными нотами, которые проходят и через все его творчество. Новые исторические события, тяжелый опыт личных неудач повлияли на строй его мыслей. В...