• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1825"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 21. Размер: 60кб.
    2. Семенко. Поэты пушкинской поры. Баратынский.
    Входимость: 8. Размер: 143кб.
    3. Семенко. Поэты пушкинской поры. Кюхельбекер.
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 3.
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    5. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 60кб.
    6. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 4. Размер: 36кб.
    7. Семенко. Поэты пушкинской поры. Жуковский.
    Входимость: 4. Размер: 75кб.
    8. Семенко. Батюшков и его "Опыты".
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    9. "Где слава, где краса, источник зол твоих?..".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    10. "Тебе ль оплакивать утрату юных дней?..".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    11. "Куда, красавица?" — "За делом, не узнаешь!..".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    12. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 3. Размер: 80кб.
    13. "В Лаисе нравится улыбка на устах...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    14. Благой. Судьба Батюшкова.
    Входимость: 3. Размер: 76кб.
    15. "Улыбка страстная и взор красноречивый...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    16. Пушкина — Жуковскому В. А., 23 марта 1825 г.
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    17. "Свидетели любви и горести моей...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    18. "С отвагой на челе и с пламенем в крови...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    19. "Изнемогает жизнь в груди моей остылой...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    20. "Свершилось: Никагор и пламенный Эрот...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    21. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 3
    Входимость: 3. Размер: 76кб.
    22. Явор к прохожему.
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    23. "В обители ничтожества унылой...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    24. "Сокроем навсегда от зависти людей...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    25. "Увы! глаза, потухшие в слезах...".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    26. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 5.
    Входимость: 3. Размер: 34кб.
    27. Белинский В.Г.: Сочинения Александра Пушкина. Статья третья - Батюшков
    Входимость: 2. Размер: 94кб.
    28. Батюшков — Вяземскому П. А., 10 мая 1812.
    Входимость: 2. Размер: 47кб.
    29. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 35кб.
    30. Фридман. Проза Батюшкова. Часть 11.
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    31. Батюшков — Муравьевой Е. Ф., 20 января 1816.
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    32. Батюшков — Вяземскому П. А., 21 марта 1813.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    33. Батюшков — Гнедичу Н. И., вторая половина июля 1817.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    34. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 11.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    35. Батюшков — Муравьевой Е. Ф., 12 июля 1818.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    36. Письма
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    37. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 6
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    38. Батюшков — Батюшковой А. Н., апрель 1812.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    39. Батюшков — Жуковскому В. А., 27 сентября 1816.
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    40. Кошелев. Константин Батюшков. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    41. Семенко. Поэты пушкинской поры. Вяземский.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    42. Белинский В.Г.: Сочинения в прозе и стихах, Константина Батюшкова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    43. Батюшков — Оленину Н. А., 11 мая 1807.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    44. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 9.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    45. Чужое - мое сокровище. Из записной книжки [1817 г.].
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    46. Батюшков — Гнедичу Н. И., 13 марта 1811. Москва.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    47. Семенко. Поэты пушкинской поры. Языков.
    Входимость: 1. Размер: 75кб.
    48. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 4
    Входимость: 1. Размер: 58кб.
    49. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 6.
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    50. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 2
    Входимость: 1. Размер: 40кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 21. Размер: 60кб.
    Часть текста: поры. Примечания. 1 Б. А. Ларин , О лирике как разновидности художественной речи. — «Русская речь», Новая серия, I, Л. 1927, стр. 49, 84. 2 А. С. Пушкин , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, изд. 2-е, изд-во АН СССР, 1957—1958, стр. 434. В дальнейшем ссылки на произведения и письма Пушкина даются по этому изданию. 3 П. А. Вяземский , Полн. собр. соч., т. VII, СПб. 1878—1896, стр. 150—161. 4 А. С. Пушкин , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 526. 5 Б. В. Томашевский обратил внимание на то, что и античные «идиллии» Дельвига, и его русские песни, пользовавшиеся большой популярностью, не ставили перед собой цели передать подлинный дух и формы античного и русского устно-поэтического творчества. Даже размеры, «похожие» на античность или русскую песню, изобретались Дельвигом. Это, конечно, далеко не случайно. См. вступительную статью Б. В. Томашевского к «Стихотворениям» Дельвига, «Советский писатель», Л. 1936 («Б-ка поэта». Малая серия). 6 Г. Гейне , Путевые картины, ч. III, гл. XXX. 7 Дух истории Феррана ( франц. ). 8 К. Н. Батюшков , Соч., под ред. Л. Н. Майкова, т. III, СПб. 1886, стр. 136. Далее всюду цитируется это издание. 9 К. Н. Батюшков , Соч., т. II, стр. 121. 10 Там же , т. III, стр. 305. 11 Там же , т. II, стр. 144. 12 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 342. 13 Там же , стр. 205—206. 14 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 208—210. 15 К. II. Батюшков , Соч., т. II, стр. 131—132. 16 «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, СПб. 1899, стр. 295. 17 Речь вдет о «Братьях-разбойниках». — «Остафьевский архив князей Вяземских», т. II, стр. 322. 18 К. Н. Батюшков , Соч., т. III, стр. 63. 19 Имеются в...
    2. Семенко. Поэты пушкинской поры. Баратынский.
    Входимость: 8. Размер: 143кб.
    Часть текста: вечности , поглощающей все временное . В этой раме и образ поэта — мал, «безвестен», «не вечен». Сходство собственной участи с участью других — основная мысль элегии «Финляндия». Как непохоже это, с одной стороны, на Языкова, с другой — на Пушкина! Характерно суждение поэта-современника, П. А. Катенина, об интонации, о речевом колорите стихов «Евгения Онегина»: «Я нашел тут тебя самого, твой разговор, твою веселость» 279 , — писал Катенин Пушкину. Что же касается Баратынского, то стиль его разговора «в жизни» был несомненно иным, чем его литературный стиль. Автор «Осени» и «Недоноска» очаровывал мягким обаянием спокойной светской речи. Недовольный своими собеседниками, Пушкин как-то заметил: «Могут ли быть люди так порядочны в печати и так глупы в разговоре. Баратынский, однако ж, очень мил...» 280 . Последнее словечко — обычно у современников в применении к Баратынскому. «Милый и чувствительный Евгений» 281 , — говорили о нем в семье. «Он истинно добрый малый и к тому же славный» 282 (в значении «милый», а не «знаменитый»), — характеризует его А. ...
    3. Семенко. Поэты пушкинской поры. Кюхельбекер.
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    Часть текста: Поэты пушкинской поры. Кюхельбекер. КЮХЕЛЬБЕКЕР Душа героев вылетает Из позабытых их гробов И наполняет бардов струны И на тиранов шлет народные перуны. «Греческая песнь»       Он следовал только своим фантазиям и идеям о свободе. Их распространять и передавать другим было главной целью его деятельности. Из доноса на Кюхельбекера 191 Друг Пушкина и Грибоедова, собеседник Гете, которому внушил интерес к молодой тогда русской поэзии, запальчивый литературный критик (но, по отзыву Пушкина, «человек дельный с пером в руках»), филолог-эрудит, блестящий лектор — пропагандист вольности и русской литературы в Париже 192 , легендарный поэт-чудак, посмешище для литературных врагов и даже друзей, возможный прототип пушкинского Ленского... 193 Удачи и неудачи Кюхельбекера поучительны; его творческий путь отразил противоборство многообразных тенденций русской лирики в переломный для нее момент 194 . Кюхельбекер, подобно другим декабристам, твердо стоял на просветительских позициях и при этом усвоил революционный смысл просветительства. Декабристы понимали совершенствование человека и общества как переделку, перестройку, преобразование. Их революционность опиралась на представление о целесообразности вмешательства в...
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 3.
    Входимость: 6. Размер: 18кб.
    Часть текста: в лирике Батюшкова, причем теперь для него на видное место иногда выдвигаются те из них, которые мало занимали его в лицейский период. После 1818 г., когда закрылся «Арзамас», для Пушкина стали сравнительно малоактуальными те произведения Батюшкова-сатирика, в которых он вел борьбу с шишковистами. Пушкин уже почти не использует мотивов литературно-полемических произведений Батюшкова. Нужно, впрочем, отметить, что в его необычайно яркое стихотворение «О муза пламенной сатиры!», представляющее собой программу деятельности вольнолюбивого писателя, сосредоточившего все силы на обличении сторонников реакции, попадает в переиначенном виде образное выражение из батюшковского «Видения на берегах Леты», на что указал Д. Д. Благой 1264 : Батюшков писал об « уныло -бледных» лицах бездарных поэтов, Пушкин говорит о « бесстыдно -бледных» лицах реакционных деятелей, готовых принять «неизгладимую печать» от вольнолюбивого сатирика 1265 . И, конечно, усиление резкости эпитета опять свидетельствует о включении батюшковского образного выражения в абсолютно новую художественную систему, на этот раз в ту, которая была выработана Пушкиным в его политической лирике. Отголоски батюшковских мотивов по-прежнему слышатся в эпикурейских стихотворениях Пушкина. Здесь отражается целая серия соответствующих образов Батюшкова. См. такие пушкинские образы, как «час упоенья», который нужно «ловить», «златая чаша» (Пушкин иногда меняет эпитет, называя чашу «стеклянной» 1266 и придавая всему образу «небатюшковский» реалистический колорит), «звон рюмок» 1267 и т. п. Но теперь таких образов у Пушкина во много...
    5. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 5. Размер: 60кб.
    Часть текста: сочинений Пушкина приводятся по этому изданию. В дальнейшем указываются только том и страница. 8 «Полярная звезда», 1823, стр. 36. 9 В. Г. Белинский . Полн. собр. соч., т. VII. М. (т. I—XIII, 1953—1959), стр. 253. Все цитаты из сочинений Белинского приводятся по этому изданию. В дальнейшем указываются только том и страница. 10 «Русская литература в 1841 году» (V, 545). 11 «Литературные мечтания» (I, 63). 12 См. об этом на стр. 142. 13 «Вестник Ленингр. ун-та», 1955, № 6, стр. 55—78; см. также нашу статью «Прогулка по Москве» К. Н. Батюшкова (Батюшков и Грибоедов)».— «Известия ОЛЯ АН СССР», 1962, т. XXI, вып. 6, стр. 510—522. 14 См. цитируемые в нашей книге статьи С. П. Обнорского «Одна особенность языка Батюшкова» (Сборник в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913, стр. 43) и К. А. Немировской «Церковнославянизмы в лексике прозаических произведений К. Н. Батюшкова» («Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена», т. 59. Л., 1948, стр. 128). 15 См. К. Н. Батюшков . Сочинения. Под ред. Д. Д. Благого. М.— Л., 1934, стр. 580. В дальнейшем это издание обозначается буквой Б. 16 Батюшков — Жуковскому, 3 ноября 1814 г. Сочинения К. Н. Батюшкова, т. III, стр. 304—305. Все цитаты из прозаических произведений, заметок и писем Батюшкова даются по изданию его сочинений под редакцией Л. Н. Майкова и В. И. Саитова (т. II—III. СПб., 1885—1886). В дальнейшем указываются только том и страница. Монография Л. Н. Майкова «О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова», напечатанная в первом томе этого издания, обозначается цифрами тома и страниц. 17 Батюшков — Гнедичу, 19 сентября 1809 г. (III, 47—48). 18 Батюшков — Гнедичу, 13 марта 1811 г. (там же, 116). 19 II,...
    6. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 1.
    Входимость: 4. Размер: 36кб.
    Часть текста: 1. ГЛАВА ПЕРВАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПОЭЗИИ БАТЮШКОВА 1 Вторая часть «Опытов в стихах и прозе» Батюшкова, где были собраны его поэтические произведения, вышла в свет в октябре 1817 г. и, по словам одного из современников, привлекла «внимание всех любителей словесности» 5 . Появление этой книги вызвало целый ряд хвалебных рецензий (в журналах «Вестник Европы», «Русский вестник», «Русский инвалид», «Сын Отечества»), но по большей части они были весьма бессодержательными и отражали недостаточно высокий уровень критики, еще не имевшей научного характера. Единственное исключение представляла собой анонимная статья об «Опытах» в № 83 газеты «Le Conservateur Impartial» за 1817 г., принадлежавшая перу С. С. Уварова, который тогда был ревностным «арзамасцем», зло полемизировавшим с эпигонами классицизма. В этой статье определялась историко-литературная роль Батюшкова, и он вместе с Жуковским был отнесен к представителям «новой школы» в русской поэзии. Стихи Батюшкова приветствовали создатели сентиментальной лирики И. И. Дмитриев 6 и В. В. Капнист 7 . Иную позицию по отношению к лирике Батюшкова заняли А. С. Грибоедов и П. А. Катенин, сторонники гражданской поэзии, критическая деятельность которых отражала начинавшийся подъем декабристского движения. Комедия «Студент», написанная Катениным и Грибоедовым в 1817 г., являлась непосредственным пародийным откликом на появление первой прозаической части «Опытов». При этом пародировалась не только проза, но и поэзия Батюшкова (в частности, его знаменитое послание «Мои пенаты»). Однако отрицательный отклик на...
    7. Семенко. Поэты пушкинской поры. Жуковский.
    Входимость: 4. Размер: 75кб.
    Часть текста: Политика не привлекала Жуковского. В то самое время, когда декабристы обсуждали вопрос о возможности цареубийства, Жуковский, приглашенный ко двору в качестве учителя русского языка, стремился «образовать для добродетели» царствующую фамилию. В дальнейшем он руководил обучением и воспитанием наследника престола. Политическая консервативность Жуковского (он сам говорил о себе — «нет человека, который бы и по характеру и по убеждению был более меня привязан к законности и порядку») — следствие всей его идеологической позиции. Ключ к мировоззрению и творчеству Жуковского — его религиозность, отводившая социальным проблемам второстепенное место. «Мир существует только для души человеческой. Бог и душа — вот два существа; все прочее — печатное объявление, приклеенное на минуту» (запись в дневнике 1821 г.). «Языческому» эпикуреизму Батюшкова, политическому энтузиазму декабристов как бы противостоит христианское самоотречение Жуковского: Я вижу замки богачей И их сады кругом... Моя ж дорога мимо их С заботой и трудом. Но я счастливых не дичусь; Моя печаль в тиши; Я всем веселым рад сказать: Бог помочь! от души. («Песня бедняка») Жуковскому были чужды эпикурейские идеалы даже в той мере, в какой они присутствуют в поэзии Батюшкова. Его несколько наивная, «детская» вера сочеталась с христианским стоицизмом. Однако Жуковский совсем не прекраснодушен в своем понимании жизни. Это был человек, глубоко...
    8. Семенко. Батюшков и его "Опыты".
    Входимость: 3. Размер: 110кб.
    Часть текста: гуманистическую основу, которая опиралась на широкую традицию европейской мысли. С этих позиций поэт расценивал свою современность. Болезненно переживая недавние тогда события, Батюшков считал, что французская революция уничтожила самую возможность возводить жизненный идеал на основе политической активности. Он писал Н. И. Гнедичу в 1811 г.: «И вот передо мной лежит на столе третий том Esprit de l’histoire, par Ferrand 2 , который доказывает, что люди режут друг друга затем, чтоб основывать государства, а государства сами собою разрушаются от времени, и люди опять должны себя резать и будут резать, и из народного правления всегда родится монархическое, и монархий нет вечных, и республики несчастнее монархий, и везде зло, а наука политики есть наука утешительная, поучительная, назидательная ... и еще бог знает что такое! Я закрываю книгу. Пусть читают сии кровавые экстракты те, у которых нет ни сердца, ни души» 3 . В первой половине своей творческой жизни, до войны 1812 года, Батюшков выработал собственную «маленькую», по его выражению, философию. Поклонник Монтеня и Вольтера (последнего он односторонне понимал как преимущественно рассудительного мудреца-эпикурейца), Батюшков своеобразно соединил скептицизм с чувствительностью и гедонизмом. Парадоксальным образом именно жестокий исторический опыт породил жизненную и политическую философию Батюшкова — гуманное эпикурейство его юности, обожествление личного счастья. Гедонизм его имел, однако, эстетически возвышенный характер, был в целом лишен «либертенского» вольнодумства; наоборот, сочетаясь с «прекраснодушием», сближался с карамзинским сентиментализмом. Поклонник Карамзина и воспитанник его друга, М. Н. Муравьева, Батюшков считал, что истинное наслаждение жизнью возможно только для добродетельной души. «Маленькая»...
    9. "Где слава, где краса, источник зол твоих?..".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: к тексту. Подготовляя новое издание «Опытов», Батюшков написал на стр. 243 книги: «Прибавить переводы из антологии, уже напечатанные», а также приписал к оглавлению: «Переводы из антологии». Статья была подготовлена Батюшковым и С. С. Уваровым в 1817—1818 гг. для журнала, который предполагал издавать «Арзамас» (см. «Литературные воспоминания» Уварова за подписью «А. В.» в «Современнике», 1851, т. 27, № 5, стр. 38), но так как журнал не состоялся, вышла отдельной брошюрой. Ее издание выдержано в тонах литературной мистификации; Уваров и Батюшков, в частности, скрыли себя за своими арзамасскими именами: «Ст.» и «А.», то есть «Старушка» и «Ахилл». Не знавший греческого языка, Батюшков сделал для статьи переводы из антологии — сборника избранных стихотворений греческих поэтов, впервые напечатанного в конце XV в., — с французских переложений Уварова, которые тоже были помещены в статье. Статья в основном написана Уваровым, однако в ней, несомненно, отразились и мысли Батюшкова, хотя, конечно, невозможно точно...
    10. "Тебе ль оплакивать утрату юных дней?..".
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: Н. "Тебе ль оплакивать утрату юных дней?.." // Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. — М.; Л.: Сов. писатель, 1964 . — С. 231—232. Тебе ль оплакивать утрату юных дней?      Ты в красоте не изменилась          И для любви моей От времени еще прелестнее явилась. Твой друг не дорожит неопытной красой, Незрелой в таинствах любовного искусства. Без жизни взор ее стыдливый и немой,      И робкий поцелуй без чувства.      Но ты, владычица любви,      Ты страсть вдохнешь и в мертвый камень; И в осень дней твоих не погасает пламень,      Текущий с жизнию в крови. Примечания ‹ Из греческой антологии ›. Впервые — в брошюре «О греческой антологии». СПб., 1820. Печ. по ней с устранением трех последних строк 2-го стихотворения, явно представляющих собой вариант предшествующих трех стихов, ошибочно присоединенный к тексту. Подготовляя новое издание «Опытов», Батюшков написал на стр. 243 книги: «Прибавить переводы из антологии, уже напечатанные», а также приписал к оглавлению: «Переводы из антологии». Статья была подготовлена Батюшковым и С. С. Уваровым в 1817—1818 гг. для...