• Приглашаем посетить наш сайт
    Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1895"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 6. Размер: 60кб.
    2. Кошелев. Константин Батюшков. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 36кб.
    3. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    5. Батюшков — Гнедичу Н. И., 2 марта 1807.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    6. Благой. Примечания к собранию сочинений 1934-го года.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    7. Гезиод и Омир — соперники.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    8. Фридман. К. Н. Батюшков.
    Входимость: 1. Размер: 121кб.
    9. Мои пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    10. Видение на берегах Леты.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    11. Сандомирская. Батюшков К. Н. (Русские писатели: Биогр. словарь. 1992)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    12. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    13. "От стужи весь дрожу...".
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    14. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    15. Отрывок из XXXIV песни "Неистового Орланда".
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    16. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    17. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 60кб.
    18. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    19. Батюшков — Гнедичу Н. И., начало июля 1817.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 6. Размер: 60кб.
    Часть текста: стр. 207. 4 «Энциклопедический лексикон», т. V. СПб., 1836, стр. 96—97. 5 См. ч. I. СПб., 1819, стр. 215—230, 276—278; ч. II. СПб., 1820, стр. 131—146 и др. 6 Д. Милютин . Опыт литературного словаря. 1831, стр. 203. 7 А. С. Пушкин . Полн. собр. соч., т. XIII. М.—Л., Изд-во АН СССР (т. I—XVI, 1937—1949), стр. 180 (см. письмо Пушкина Бестужеву от конца мая — начала июня 1825 г.). Все цитаты из сочинений Пушкина приводятся по этому изданию. В дальнейшем указываются только том и страница. 8 «Полярная звезда», 1823, стр. 36. 9 В. Г. Белинский . Полн. собр. соч., т. VII. М. (т. I—XIII, 1953—1959), стр. 253. Все цитаты из сочинений Белинского приводятся по этому изданию. В дальнейшем указываются только том и страница. 10 «Русская литература в 1841 году» (V, 545). 11 «Литературные мечтания» (I, 63). 12 См. об этом на стр. 142. 13 «Вестник Ленингр. ун-та», 1955, № 6, стр. 55—78; см. также нашу статью «Прогулка по Москве» К. Н. Батюшкова (Батюшков и Грибоедов)».— «Известия ОЛЯ АН СССР», 1962, т. XXI, вып. 6, стр. 510—522. 14 См. цитируемые в нашей книге статьи С. П. Обнорского «Одна особенность языка Батюшкова» (Сборник в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913, стр. 43) и К. А. Немировской «Церковнославянизмы в лексике прозаических произведений К. Н. Батюшкова» («Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена», т. 59. Л., 1948, стр. 128). 15 См. К. Н. Батюшков . Сочинения. Под ред. Д. Д. Благого. М.— Л., 1934, стр. 580. В дальнейшем это издание обозначается буквой Б. 16 Батюшков — Жуковскому, 3 ноября 1814 г. Сочинения К. Н. Батюшкова, т. III, стр. 304—305. Все цитаты из прозаических...
    2. Кошелев. Константин Батюшков. Примечания.
    Входимость: 4. Размер: 36кб.
    Часть текста: в Устюжне о жизни и творчестве Батюшковых и Куприна. Вологда 1968, с. 19. См. также: Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1965, кн. 12, с. 108; кн. 14, с. 133. 4 Родословную Батюшковых см.: ГПБ, ф. 50, ед. хр. 1. 5 См.: Центральный государственный исторический архив СССР (далее: ЦГИА), ф. 840, д. № 3, л. 13 об. — 15 об.; ГПБ, ф. 850, ед. хр. 1, л. 3 об. — 4. 6 Выдержки из писем Батюшкова и не переиздававшихся в советское время прозаических произведений приводятся по изданию: Сочинения К. Н. Батюшкова. Изданы П. Н. Батюшковым. Со статьей о жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова, написанною Л. Н. Майковым, и примечаниями, составленными им же и В. И. Саитовым. Т. II, Спб., 1885; т. III, Спб., 1886. Далее в тексте указывается номер тома и страница. Остальные выдержки приводятся без указания на источник. 7 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, т. I. Спб., 1803. Объяснение некоторых геральдических символов см. в кн.: Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М., 1977, с. 60—79. 8 Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980, с. 325—326. 9 ЦГИА, ф. 840, оп. 1, д. № 32, 33. 10 Материал об И. А. Батюшкове приводится по статье: Барсуков А. Батюшков и Опочинин (Попытка дворянской оппозиции в царствование Екатерины II). — Древняя и новая Россия, 1878, т. III, № 12, с. 287—309. 11 ЦГИА, ф. 840, оп. 1, д. № 51, л. 110. 12 Майков Л. Батюшков, его жизнь и сочинения. Изд. 2-е. Спб., 1896, с. 7. 13 В кн.: Батюшков К. Стихотворения. Л., 1948, с. V. 14 В кн.: Батюшков К. Н. Сочинения. М. — Л., 1934, с. 14. 15 Государственный архив Вологодской области (далее: ГАВО), ф. 914, оп. 1, ед. хр. 49, л. 6. 16 ЦГИА, ф. 840, оп. 1, д. № 52, л. ...
    3. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 6.
    Входимость: 2. Размер: 27кб.
    Часть текста: участников борьбы против шишковистов — политических и литературных консерваторов, безуспешно пытавшихся возродить архаические традиции высокой поэзии XVIII в. Эта борьба «новой школы» против лагеря «староверов» играла большую прогрессивную историко-литературную роль. По словам Белинского, в лице шишковистов «казалось вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого» 499 . Батюшков резко и ядовито нападает на литературных староверов — Шихматова, Шаховского, Хвостова и самого Шишкова. Он решительно осуждает стихи Шишкова, которые «ниже всего посредственного» 500 , его прозу, где «нет ни мыслей ни ума» 501 , его литературно-критические взгляды, так как он восхищается «мертвыми, потому что они умерли, да живыми — мертвыми» 502 , наконец, его лингвистические теории (Шишков — по определению Батюшкова— «ни по-французски, ни (увы!) по-русски не знает» 503 ). Как бы подводя итог литературной деятельности Шишкова, Батюшков восклицает: «Что он написал хорошего? Хотя б одну страницу» 504 . И литературная позиция позднего Державина, входившего в «Беседу любителей русского слова», была совершенно неприемлема для Батюшкова. Имея ввиду эту позицию и конфликт, произошедший в 1811 г. между Гнедичем и Державиным, Батюшков писал: «Он истинный гений и... не смею сказать — враль!» 505 («вралями» Батюшков часто называл членов «Беседы»). Батюшков порицает темное мистическое содержание творчества шишковистов, их претензию на истинный патриотизм и в особенности их стиль, знаменовавший собой вырождение традиций классицизма. Он пародийно снижает высокие жанры XVIII в., которые безуспешно старались воскресить шишковисты — оду, героическую поэму, трагедию (см....
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: значение в его творчестве. Для Батюшкова весьма характерно то «чувство соразмерности», которое Пушкин считал одной из главных особенностей «истинного вкуса» 1002 . Батюшков подчеркивает, что стройность является высоким художественным достижением. В произведениях М. Н. Муравьева ему дорога не только «чистота», но и «стройность» слога 1003 . Строго выдержанный «план» кажется Батюшкову обязательным условием эстетического совершенства. Он с огорчением признает, что в его «Мечте» «вовсе нет» плана 1004 , или возмущенно пишет об одной из речей Шишкова: «О ходе и плане не скажу ни слова» 1005 (сюда же примыкает мысль поэта о том, что можно восхищаться «расположением картины» 1006 ). Как формула важности лирической композиции звучат слова Батюшкова по поводу «прекрасных стихов» Ломоносова из трагедии «Тамира и Селим»: «Заметим мимоходом для стихотворцев,...
    5. Батюшков — Гнедичу Н. И., 2 марта 1807.
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: в Ригу. Я здоров, как корова. Я чай, твой Ахиллес пьяный столько вина и водки не пивал, как я походом. Пиши ко мне хоть в стихах; Музы меня совсем оставили за Красным Кабаком. Дай хоть в Риге услышать отголосок твоего песнопения. Ужели слышать всё докучный барабан? Пусть дружество еще, проникнув тихим  гласом, Хотя  на  час один соединит с Парнасом Того, кто невзначай Ареев вздел  кафтан      И с клячей  величавой      Пустился  кое-как  за славой. Вот тебе impromptu. 1 Лучше не умею и не хочу. Пиши, мой друг, ко мне; я тебя, право, люблю душевно, да как и не любить того, с кем мог отводить душу с душой. Хозяин мой — Немец, не поколотить ли его? А как не даст кофею? Ну, бог с ним! Пусть и собаки в покое будут. Я тебе прилагаю записку к сестре, возьми у нее 25 р. и выкупи одни часы, а, выкупив, отдай их ей, другие же пересрочь. Кланяйся всем знакомым в ноги. Я всех люблю. Ей-богу! Лаптевича попроси, чтобы приписнул. Какова его горячка? Поход научит всему. Я, как каторжный: люди спят, а я из одного места в другое....
    6. Благой. Примечания к собранию сочинений 1934-го года.
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    Часть текста: 1934-го года. Благой Д. Д. Комментарии // Батюшков К. Н. Сочинения. — М.; Л.: Academia, 1934 . — С. 433—608. Образующие первый отдел нашего полного собрания стихотворений Батюшкова «Опыты в стихах» в точности воспроизводят вторую, стихотворную, часть собрания его сочинений 1817 г. «Опыты в стихах и прозе». Задумав в 1819—1821 гг. новое издание своих стихов, Батюшков предполагал одно время назвать его «Опыты в стихах». Таким образом наше название в точности отражает волю самого поэта. История издания 1817 г. весьма характерна для условий литературного труда того времени, в особенности для только еще начинавшего складываться писательского профессионализма дворян-литераторов. В течение почти всего первого пятнадцатилетия своей литературной деятельности Батюшков — поэт, уже пользовавшийся весьма значительной известностью, бывший на ряду с Жуковским самым выдающимся представителем молодой литературы 10-х годов прошлого века, — ограничивался только публикациями своих стихов в периодических изданиях. Никакого гонорара за стихи издатели, как правило, тогда не платили. Больше того, Батюшков постоянно жаловался, что перепечатывали, а зачастую и впервые, по неисправным и случайным спискам, печатали они его стихи без всякого спроса. Наконец только во второй половине 1815 г., очевидно побуждаемый к тому примером Жуковского, который как раз в это время решил приступить к первому отдельному изданию своих сочинений,...
    7. Гезиод и Омир — соперники.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: раза стремили возницы Коней легконогих по звонким полям,      И трижды владетель Халкиды Достойным оливны венки раздавал.      Но солнце на лоно Фетиды Склонялось, и новый готовился бой. —      Очистите поле, возницы! Спешите! Залейте студеной струей      Пылающи оси и спицы, Коней отрешите от тягостных уз      И в стойлы прохладны ведите; Вы, пылью и потом покрыты, бойцы,      При пламени светлом вздохните, Внемлите народы, Эллады сыны,      Высокие песни внемлите! Пройдя из края в край гостеприимный мир, Летами древними и роком удрученный,          Здесь песней царь Омир И юный Гезиод, каменам драгоценный,          Вступают в славный бой. Колебля ма́слину священную рукой, Певец Аскреи гимн высокий начинает (Он с лирой никогда свой глас не сочетает). Гезиод Безвестный юноша, с стадами я бродил Под тенью пальмовой близ чистой Иппокрены, Там пастыря нашли прелестные камены,...
    8. Фридман. К. Н. Батюшков.
    Входимость: 1. Размер: 121кб.
    Часть текста: вошла в золотой фонд русского классического искусства слова. Лучшие образцы лирики Батюшкова прошли проверку временем: они и сейчас воспитывают в наших современниках благородство чувств и безупречный эстетический вкус. Создателем этих редких художественных шедевров был человек, жизненная судьба которого сложилась весьма трагично. 1 Константин Николаевич Батюшков родился в Вологде 29 мая (нового стиля) 1787 года в старинной, но обедневшей дворянской семье. С десяти лет он воспитывался в петербургских частных пансионах Жакино и Триполи, где овладел французским и итальянским языками, что позволило ему впоследствии проявить свой замечательный талант переводчика. Но особенно важную, можно сказать решающую, роль в воспитании Батюшкова сыграл его двоюродный дядя, писатель М. Н. Муравьев, оказавший огромное влияние на культурные интересы будущего поэта и их общее направление. «Я обязан ему всем», — признавался Батюшков, 3 напечатавший в 1814 году прочувствованную статью о сочинениях Муравьева. Юный Батюшков, сделавшийся впоследствии одним из самых образованных людей в современной ему России, обнаруживает страстную любовь к...
    9. Мои пенаты. Послание Жуковскому и Вяземскому.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    Часть текста: сукном. В углу, свидетель славы И суеты мирской, Висит полузаржавый Меч прадедов тупой; Здесь книги выписные, Там жесткая постель — Всё утвари простые, Всё рухлая скудель! Скудель !.. Но мне дороже, Чем бархатное ложе И вазы богачей !.. Отеческие боги! Да к хижине моей Не сыщет ввек дороги Богатство с суетой, С наемною душой Развратные счастливцы, Придворные друзья И бледны горделивцы, Надутые князья! Но ты, о мой убогой Калека и слепой, Идя путем-дорогой С смиренною клюкой, Ты смело постучися, О воин, у меня, Войди и обсушися У яркого огня. О старец, убеленный Годами и трудом, Трикраты уязвленный На приступе штыком! Двуструнной балалайкой Походы прозвени Про витязя с нагайкой, Что в жупел и в огни Летал перед полками Как вихорь на полях, И вкруг его рядами Враги ложились в прах !.. И ты, моя Лилета, В смиренный уголок Приди под вечерок, Тайком переодета! Под шляпою мужской И кудри золотые, И очи голубые, Прелестница, сокрой! Накинь мой плащ широкой, Мечом вооружись И в полночи глубокой Внезапно постучись ... Вошла — наряд военный Упал к ее ногам, И кудри распущенны Взвевают по плечам, И грудь ее открылась С лилейной белизной: Волшебница явилась Пастушкой предо мной! И вот с улыбкой нежной Садится у огня, Рукою белоснежной Склонившись на меня, И алыми устами, Как ветер меж листами, Мне шепчет: «Я твоя, Твоя, мой друг сердечный !.. » Блажен в сени беспечной, Кто милою своей, Под кровом от ненастья, На ложе сладострастья, До утренних лучей Спокойно обладает, Спокойно засыпает Близ друга сладким сном !.. Уже потухли звезды В сиянии дневном, И пташки теплы гнезды, Что свиты над окном, Щебеча покидают И негу отрясают Со крылышек своих; Зефир листы колышет, И всё любовью дышит Среди полей моих; Всё с утром оживает, А Лила почивает На ложе из цветов ... И ветер тиховейный С груди ее лилейной Сдул дымчатый покров ... И в локоны златые Две розы молодые...
    10. Видение на берегах Леты.
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    Часть текста: Фебовых детей, Как ветр осенний злак полей! Меж тем в Элизии священном, Лавровым лесом осененном, Под шумом Касталийских вод, Певцов нечаянный приход Узнал почтенный Ломоносов, Херасков, честь и слава россов, Самолюбивый Фебов сын, Насмешник, грозный бич пороков, Замысловатый Сумароков И, Мельпомены друг, Княжнин. И ты сидел в толпе избранной, Стыдливой грацией венчанный, Певец прелестныя мечты, Между Психеи 1 легкокрылой И бога нежной красоты; И ты там был, наездник хилый Строптива девственниц седла, Трудолюбивый, как пчела, Отец стихов «Тилемахиды», И ты, что сотворил обиды Венере девственной, Барков! И ты, о мой певец незлобный, Хемницер, в баснях бесподобный! — Все, словом, коих бог певцов Венчал бессмертия лучами, Сидели там олив в тени, Обнявшись с прежними врагами; Но спорили еще они О том, о сем — и не без шума (И в рае, думаю, у нас У всякого своя есть дума, Рассудок свой, и вкус, и глаз). Садились все за пир богатый, Как вдруг Майинин сын крылатый, Ниссланный вышним божеством, Сказал сидящим за столом: «Сюда, на берег тихой Леты, Бредут покойные поэты; Они в реке сей погрузят Себя и вместе юных чад. Здесь опыт будет правосудный: Стихи и проза безрассудны Потонут вмиг: так Феб судил!» — Сказал Эрмий — и силой крыл От ада к небу воспарил. «Ага! — Фонвизин молвил братьям, — Здесь будет встреча не по платьям, Но по заслугам и уму». — «Да много ли, ...