• Приглашаем посетить наш сайт
    Лермонтов (lermontov-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1914"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 5.
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    2. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    3. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    5. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    6. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    7. Белинский В.Г.: Сочинения в прозе и стихах, Константина Батюшкова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    8. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    9. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    10. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    11. Благой. Батюшков К. Н. (Литературная энциклопедия 1930)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    12. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 8.
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    13. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    14. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    15. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    16. Кошелев. Константин Батюшков. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 5.
    Входимость: 4. Размер: 26кб.
    Часть текста: из семейных бумаг 69 . Дальнейшая разработка биографических материалов была осуществлена П. И. Бартеневым. В «Русском архиве» за 1867 г. был помещен большой бартеневский «очерк жизни» Батюшкова (этот выпуск «Русского архива» открывался портретом поэта). Бартенев ввел в свой очерк целый ряд писем Батюшкова. Правда, он, по собственному признанию, «не имел доступа к бумагам» поэта. Однако его сведения о жизни Батюшкова существенно обогатил младший брат поэта, Помпей Николаевич Батюшков 70 . Все эти попытки написать научную биографию Батюшкова, остававшиеся попытками из-за недостатка материалов, подготовили образцовое для своего времени майковское трехтомное издание сочинений Батюшкова 1885—1887 гг., предпринятое по инициативе того же П. Н. Батюшкова 71 . Как выясняется из архивных материалов, мысль об издании собрания сочинений Батюшкова возникла у его младшего брата под влиянием одного из ближайших друзей поэта, П. А. Вяземского. «Еще в 60-х годах, — писал П. Н. Батюшков сыну П. А. Вяземского, — покойный батюшка ваш уговаривал меня заняться изданием сочинений и биографией моего брата, обещая при этом быть моим руководителем». П. Н. Батюшков жалел, что обстоятельства помешали ему тогда «воспользоваться неоценимым предложением» Вяземского: ведь последний «мог бросить...
    2. Семенко. Поэты пушкинской поры. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    Часть текста: Новая серия, I, Л. 1927, стр. 49, 84. 2 А. С. Пушкин , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, изд. 2-е, изд-во АН СССР, 1957—1958, стр. 434. В дальнейшем ссылки на произведения и письма Пушкина даются по этому изданию. 3 П. А. Вяземский , Полн. собр. соч., т. VII, СПб. 1878—1896, стр. 150—161. 4 А. С. Пушкин , Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII, стр. 526. 5 Б. В. Томашевский обратил внимание на то, что и античные «идиллии» Дельвига, и его русские песни, пользовавшиеся большой популярностью, не ставили перед собой цели передать подлинный дух и формы античного и русского устно-поэтического творчества. Даже размеры, «похожие» на античность или русскую песню, изобретались Дельвигом. Это, конечно, далеко не случайно. См. вступительную статью Б. В. Томашевского к «Стихотворениям» Дельвига, «Советский писатель», Л. 1936 («Б-ка поэта». Малая серия). 6 Г. Гейне , Путевые картины, ч. III, гл. XXX. 7 Дух истории Феррана ( франц. ). 8 К. Н. Батюшков , Соч., под ред. Л. Н. Майкова, т. III, СПб. 1886, стр. 136. Далее всюду цитируется это издание. 9 К. Н. Батюшков , Соч., т. II, стр. 121. 10 Там же , т. III, стр. 305. 11 Там же , т. II, стр. 144. 12 К. Н. Батюшков , Соч., т....
    3. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    Часть текста: 9 В. Г. Белинский . Полн. собр. соч., т. VII. М. (т. I—XIII, 1953—1959), стр. 253. Все цитаты из сочинений Белинского приводятся по этому изданию. В дальнейшем указываются только том и страница. 10 «Русская литература в 1841 году» (V, 545). 11 «Литературные мечтания» (I, 63). 12 См. об этом на стр. 142. 13 «Вестник Ленингр. ун-та», 1955, № 6, стр. 55—78; см. также нашу статью «Прогулка по Москве» К. Н. Батюшкова (Батюшков и Грибоедов)».— «Известия ОЛЯ АН СССР», 1962, т. XXI, вып. 6, стр. 510—522. 14 См. цитируемые в нашей книге статьи С. П. Обнорского «Одна особенность языка Батюшкова» (Сборник в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913, стр. 43) и К. А. Немировской «Церковнославянизмы в лексике прозаических произведений К. Н. Батюшкова» («Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена», т. 59. Л., 1948, стр. 128). 15 См. К. Н. Батюшков . Сочинения. Под ред. Д. Д. Благого. М.— Л., 1934, стр. 580. В дальнейшем ...
    4. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    Часть текста: сохраняли для него значение на протяжении всего творческого пути. Язык поэзии Батюшкова, формы ее стиха и ее фразеология, позволившие дать «лирическое выражение личности, ее сложных и тонких эмоций, настроений» 1212 , навсегда вошли в художественный обиход Пушкина, хотя на разных этапах его творческого пути и меняли свою роль и функцию. Что же касается воздействия на Пушкина образной стихии поэзии Батюшкова, то оно являлось в высшей степени разнохарактерным и целиком определялось общей эволюцией творчества Пушкина. В лицее Пушкин жадно следил за поэтической деятельностью Батюшкова, находившегося в расцвете своих творческих сил. П. Морозов правильно говорит, что он буквально «ловил» «каждое новое произведение» Батюшкова 1213 . Приведем в высшей степени любопытный факт, свидетельствующий о том, как быстро усваивал лицеист Пушкин новые стихи Батюшкова и как отдельные выражения из них переходили в его живую речь. В «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина» М. А. Цявловский включил следующее свидетельство лицейского товарища Пушкина: «Горчаков в письме к Е. Н. Пещуровой, рассказывая о «новом виде развлечения» на эту зиму — катании на коньках, употребляет выражение «окрылив ноги железом», «как говорит Пушкин» 1214 . Это выражение, несомненно, было взято Пушкиным из батюшковской «Песни Гаральда Смелого», что еще не отмечено в науке (см. строки: «Железом я ноги мои окрыляя, // И лань упреждаю по звонкому льду...»). Письмо А. М. Горчакова к Е. Н. Пещуровой датировано 22 ноября 1816 г. 1215 , а «Песнь Гаральда Смелого» была напечатана в «Вестнике Европы» в августе 1816 г. 1216 Таким образом, Пушкин сразу же «подхватил» яркую строчку Батюшкова...
    5. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 5. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    Часть текста: батюшковской «Мечты» 1304 . Зато очень яркое влияние Батюшкова закономерно ощущается в творчестве поэтов-карамзинистов и арзамасцев — В. Л. Пушкина (см. послание последнего «К Д. В. Дашкову», 1814, где явно отражены мысли и образы «Моих пенатов») и Дениса Давыдова (см. его стихотворения с любовно-эпикурейской тематикой: послания «К Е. Ф. С-ну...», 1813; «К моей пустыне», 1814, и «Другу-повесе», 1815). Здесь опять-таки наиболее интересный материал дали Денису Давыдову «Мои пенаты», причем он ввел в эти послания чисто давыдовские, очень конкретные детали (образ пробки, которая летит «до потолка стрелою», друзей — «отличных сорванцов» и др.). И ранняя поэзия Вяземского подверглась очень сильному влиянию лирики Батюшкова; более того, она развивалась под ее знаком. Однако Вяземский усвоил преимущественно эпикурейские темы и настроения, а не фразеологию Батюшкова, которая и не могла органически войти в его несколько «головатый» рационалистический стиль (см. его стихотворение «Молодой Эпикур», 1810). Впрочем, иногда Вяземский в известной мере...
    6. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 42кб.
    Часть текста: в произведениях сторонников Шишкова — эпигонов классицистической литературы — мистика заменяет культ разума, мракобесие — пропаганду просвещения. Все это в конечном счете было следствием желания реакционеров сохранить во всей чистоте феодально-крепостническую формацию, обнаруживавшую признаки глубокого кризиса. Гораздо сложнее обстояло дело с русским дворянским сентиментализмом. Карамзин и его последователи не шли дальше довольно ограниченного либерализма, не мешавшего сохранению феодально-крепостнической формации. Однако разложение этой формации отразилось и в их деятельности. Карамзин остро чувствует неблагополучие в социально-политической жизни. В его лирике намечается конфликт личности и общества и действительность интерпретируется как нечто принципиально враждебное человеку. Недаром она часто олицетворяется в образе бурного моря, по которому путешествует «пловец-странник» 172 . Именно это ощущение неблагополучия заставляет дворянских сентименталистов сделать главным в своей лирике не характерный для основных жанров классицизма образ «партикулярного» человека, удалившегося от...
    7. Белинский В.Г.: Сочинения в прозе и стихах, Константина Батюшкова
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: Наша литература, чрезвычайно богатая громкими авторитетами и звонкими именами, бедна до крайности истинными талантами. Вся ее история шла таким образом: вместе с каким-нибудь светилом, истинным или ложным, появлялось человек до десяти бездарных людей, которые, обманываясь сами в своем художническом призвании, обманывали неумышленно и добродушную и доверчивую нашу публику, блистали по нескольку мгновений, как воздушные метеоры, и тотчас погасали. Сколько пало самых громких авторитетов с 1825 года по 1835? Теперь даже и боги этого десятилетия, один за другим, лишаются своих алтарей и погибают в Лете с постепенным распространением истинных понятий об изящном и знакомства с иностранными литературами. Тредьяковский, Поповский, Сумароков, Херасков, Петров, Богданович, Бобров, Капнист, г. Воейков, г. Катенин, г. Лобанов, Висковатов, Крюковской, С. Н. Глинка, Бунина, братья Измайловы, В. Пушкин, Майков, кн. Шаликов - все эти люди не только читались и приводили в восхищение, но даже почитались поэтами; этого мало, некоторые из них слыли гениями первой величины, как-то: Сумароков, Херасков, Петров и Богданович; другие были удостоены тогда почетного, по теперь потерявшего смысл титла образцовых писат е лей {Вот, например, что писал о Майкове знаменитый драматург наш кн. Шаховской в кратком предисловии к своей ирои-комической ...
    8. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 10.
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: природу и поэзию», Батюшков вместе с тем заявляет: «Но ум, требующий пищи в настоящем, ум деятельный, здесь скоро завянет и погибнет; сердце, живущее дружбой, замрет» 891 . Значительную роль в углублении душевного кризиса Батюшкова сыграли биографические обстоятельства последних лет его сознательной жизни. Они отражали социальную трагедию вынужденного служить «сочинителя» Батюшкова. Отсутствие средств к жизни и острая неприязнь к страшной действительности самодержавно-крепостнического государства явились главной причиной того, что в конце 1818 г. Батюшков уехал на дипломатическую службу в Италию, хотя ему было бесконечно жаль расставаться с родиной (дни отъезда из России Батюшков называл «печальнейшими» в своей жизни 892 ). Но дипломатическая служба принесла Батюшкову только одни огорчения. И здесь он оказался во власти того же «страшного мира», от которого старался убежать. Как секретарь русской дипломатической миссии в Неаполе Батюшков используется в...
    9. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    Часть текста: своего творчества 254 . Ранний Батюшков подвергся определенному воздействию «старой школы» классицизма (в оде «Бог», где отразилось влияние од Ломоносова и Державина, в послании «К Филисе», где определение целей комедии дано прямо по сумароковской «Эпистоле о стихотворстве»). Сатирические же стихотворения раннего Батюшкова, как отмечено выше, были в основном связаны с гражданской поэзией радищевцев (см. то же послание «К Филисе», «Послание к Хлое», вольный перевод I сатиры Буало 255 ). Здесь Батюшков создает сатирические портреты преуспевающих представителей света, обладающих крайне низкими моральными качествами. Даже рисуя карточную игру, Батюшков считает нужным подчеркнуть корыстолюбие обитателей света: К зеленому столу все гости прибегают И жадность к золоту весельем прикрывают. («Послание к Хлое») Батюшков не включил в «Опыты» ни одного из своих ранних стихотворений обличительного типа, очевидно считая их недостаточно ценными и типичными. Вместе с тем надо подчеркнуть, что в творчестве зрелого Батюшкова сатирические тенденции все же не затухли окончательно. Отказавшись от больших обличительных жанров, Батюшков тем не менее вводил в свою лирику резко отрицательные, едкие характеристики знати и богачей. Ранний Батюшков критически относился к преувеличенной сентиментальности Карамзина и его последователей (см. его «Послание к стихам моим», где нарисован образ поэта Плаксивина). Но несмотря на...
    10. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: ясно, что он затрагивает ту же животрепещущую для него тему. Мы уже видели, что в стихотворении «Судьба Одиссея» отразились личные несчастья и разочарования Батюшкова; можно думать, что и в написанном Батюшковым в последние годы сознательной жизни произведении «Вечный жид» 686 тоже был проведен мотив страдальческих скитаний поэта. Но чаще всего Батюшков рисует именно судьбу «несчастных счастливцев» — замечательных мастеров слова. Батюшкова и до и после войны волновала трагическая судьба драматурга В. А. Озерова. В нем Батюшков видел прежде всего писателя, в полной мере испытавшего тяжесть постоянного разлада поэта с обществом. Как известно, служебные и литературные неприятности сыграли весьма печальную роль в биографии Озерова, который в конце концов заболел психически. Гонения на Озерова стали популярной темой в литературе первых десятилетий XIX в. В этом смысле особенно интересны высказывания Вяземского, резко подчеркнувшего трагизм его жизненной судьбы в статье «О жизни и сочинениях В. А. Озерова» 687 , и Капниста — автора стихотворения «Владиславу Александровичу Озерову» 688 (и Вяземский и Капнист говорили с возмущением о зависти литературных врагов, преследовавших Озерова). Что же касается Батюшкова, то он в судьбе Озерова видел отражение собственных несчастий, характерных для широкого круга передовых деятелей русской культуры. Это заставляло его особенно гневно обличать врагов драматурга. Батюшков с возмущением пишет о членах «Беседы» — шишковистах, которые, «оградясь невежеством, бесстыдством, упрямством, гонят Озерова» 689 . Однако вместе с тем он рассматривает несчастья Озерова как в высшей степени закономерное явление, вытекающее из самой сущности отношений поэта и «толпы». Говоря о зависти, для которой всякое талантливое произведение искусства становится «пятном», Батюшков советует Гнедичу:...