• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1853"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Z
    Поиск  
    1. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    2. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    3. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    4. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    5. Из письма к Гнедичу Н. И. от 1 ноября 1809 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    6. Надпись к портрету графа Буксгевдена Шведскаго ...
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 11.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    8. Венгеров. Батюшков К. Н. (Критико-биографический словарь русских писателей и ученых 1891)
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    9. Батюшков — Гнедичу Н. И., 3 мая 1810.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    10. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    11. Благой. Хронология стихов К. Н. Батюшкова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    12. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 3. Часть 6.
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    13. Семенко. Поэты пушкинской поры. Вяземский.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    14. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 1.
    Входимость: 1. Размер: 62кб.
    15. Кошелев. Константин Батюшков. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    16. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 4. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    17. Вяземский П.А.: К.Н. Батюшков
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    18. Батюшков — Гнедичу Н. И., 6 сентября 1809.
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    19. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 2. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    20. Надпись к портрету графа Буксгевдена
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    21. Батюшков — П. И. N.
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    22. Сандомирская. Батюшков К. Н. (Русские писатели: Биогр. словарь. 1992)
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    23. "Ты знаешь, что изрек...".
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    24. Благой. Словарь собственных и мифологических имен (издание 1934-го года), часть 3
    Входимость: 1. Размер: 76кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Фридман. Проза Батюшкова. Примечания.
    Входимость: 3. Размер: 60кб.
    Часть текста: звезда», 1823, стр. 36. 9 В. Г. Белинский . Полн. собр. соч., т. VII. М. (т. I—XIII, 1953—1959), стр. 253. Все цитаты из сочинений Белинского приводятся по этому изданию. В дальнейшем указываются только том и страница. 10 «Русская литература в 1841 году» (V, 545). 11 «Литературные мечтания» (I, 63). 12 См. об этом на стр. 142. 13 «Вестник Ленингр. ун-та», 1955, № 6, стр. 55—78; см. также нашу статью «Прогулка по Москве» К. Н. Батюшкова (Батюшков и Грибоедов)».— «Известия ОЛЯ АН СССР», 1962, т. XXI, вып. 6, стр. 510—522. 14 См. цитируемые в нашей книге статьи С. П. Обнорского «Одна особенность языка Батюшкова» (Сборник в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913, стр. 43) и К. А. Немировской «Церковнославянизмы в лексике прозаических произведений К. Н. Батюшкова» («Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена», т. 59. Л., 1948, стр. 128). 15 См. К. Н. Батюшков . Сочинения. Под ред. Д. Д. Благого. М.— Л., 1934, стр. 580. В дальнейшем это издание обозначается буквой Б. 16 Батюшков — Жуковскому, 3 ноября 1814 г. Сочинения К. Н. Батюшкова, т. III, стр. 304—305. Все цитаты из прозаических произведений, заметок и писем Батюшкова даются по изданию его сочинений под редакцией Л. Н. Майкова и В. И. Саитова (т. II—III. СПб., 1885—1886). В дальнейшем указываются только том и страница. Монография Л. Н. Майкова «О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова», напечатанная в первом томе этого издания, обозначается цифрами тома и страниц. 17...
    2. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    Часть текста: к творчеству Батюшкова не исчез у русских критиков 40-х годов. Однако в отличие от Белинского они не стремятся дать многосторонний анализ поэзии Батюшкова, а ограничиваются отдельными наблюдениями над его стилем 51 . Но вслед за Белинским они резко противопоставляют Батюшкова и Жуковского — создателей двух различных типов поэзии. Это противопоставление приобрело наибольшую яркость в замечательной статье Гоголя «В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность» (1846) 52 . С присущим ему гениальным художественным мастерством Гоголь образно и точно определил общий характер поэзии Батюшкова, обладающей удивительной конкретностью — «прелестью осязаемой существенности»: «В то время, когда Жуковский стоял еще в первой поре своего поэтического развития, отрешая нашу поэзию от земли и существенности и унося ее в область бестелесных видений, другой поэт, Батюшков, как бы нарочно ему в отпор, стал прикреплять ее к земле и телу, выказывая всю очаровательную прелесть осязаемой существенности. Как тот терялся весь в неясном еще для него самого идеальном, так этот весь потонул в роскошной прелести видимого, которое так ясно слышал и так ясно чувствовал». Гоголь утверждал, что Батюшков как бы...
    3. Кошелев. Константин Батюшков. Глава 10.
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    Часть текста: 10. Глава десятая. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Премудро создан я, могу на свет сослаться; Могу чихнуть, могу зевнуть; Я просыпаюсь, чтоб заснуть, И сплю, чтоб вечно просыпаться. Последнее стихотворение Батюшкова, написанное в Вологде 14 мая 1853 г. Применительно к Батюшкову «последние годы» — это половина жизни. Он прожил шестьдесят восемь лет. В 1821 году его настигла неизлечимая психическая болезнь, и эта дата разделила жизнь поэта на два почти равных отрезка: 34 года до сумасшествия и 34 года после... В 1834 году известный русский поэт А. И. Подолинский впервые опубликовал стихотворение Батюшкова «Изречение Мельхиседека», снабдив его следующим примечанием: «Кто мне сообщил это стихотворение, не помню. Сообщивший утверждал, что оно уже по смерти поэта К. Н. Батюшкова было замечено на стене, будто бы написанное углем» 1 . Никто из читателей не усомнился в справедливости этого примечания. Между тем Батюшков был жив, и ему оставалось жить еще больше двадцати лет. В 1843 году Белинский заметил о Батюшкове: «Превосходный талант этот был задушен временем. При этом не должно забывать, что Батюшков слишком рано умер для литературы и поэзии». Разумеется, Белинский знал о том, что Батюшков жив и живет в Вологде. Но и он считал поэта уже как бы...
    4. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 12.
    Входимость: 2. Размер: 80кб.
    Часть текста: Путь Батюшкова лежал на Варшаву и Вену: в первом из этих городов он предполагал встретиться с князем Вяземским, а во втором виделся с братьями Княжевичами: он имел поручение передать им вновь написанное послание приятеля их М.В. Милонова {Рус. Старина, 1874, т. IX, с. 584.}. Только в начале 1819 года Константин Николаевич достиг Венеции, а в Риме он приехал лишь к самому карнавалу, впрочем, довольно бодрый, несмотря на утомительность зимнего путешествия. Последний переезд до Рима наш поэт совершил с известным археологом графом С.Ос. Потоцким и молодым архитектором Эльсоном {Соч., т. III, с. 556; Скульптор Самуил Иванович Гальберг в его заграничных письмах и записках. Собрал В.Ф. Эвальд. СПб., 1884, с 60.}. Впечатления Италии нахлынули на Батюшкова со всею своею силой. Подавленный ими, он долго не мог собраться дать о себе весть друзьям. "Сперва бродил как угорелый, - говорил Батюшков в первом письме, которое решился наконец написать Оленину из Рима, - спешил все увидеть, все проглотить, ибо полагал, что пробуду немного дней. Но лихорадке угодно было остановить меня". Таким образом, он прожил в Риме около месяца, но это первое знакомство свое с вечным городом считал совершенно поверхностным и только намечал места и предметы для дальнейших изучений. "Хвалить древность, - писал он Оленину, - восхищаться Св. Петром, ругать и злословить италианцев так легко, что даже и совестно. Скажу только, что одна прогулка в Риме, один взгляд на Форум, в который я по уши влюбился, заплатят с избытком за все беспокойства долгого пути. Я всегда чувствовал мое...
    5. Из письма к Гнедичу Н. И. от 1 ноября 1809 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: письма к Гнедичу Н. И. от 1 ноября 1809 г. Батюшков К. Н. Из письма к Гнедичу Н. И. от 1 ноября 1809 г. ("А ныне мне Эрот сказал...") // Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. — М.; Л.: Сов. писатель, 1964 . — С. 253. ИЗ ПИСЬМА К Н. И. ГНЕДИЧУ ОТ 1 НОЯБРЯ 1809 г. Что́ Катенин нанизывает на конец строк? Я в его лета низал не рифмы, а что-то покрасивее, а ныне ... пятьдесят мне било ... а ныне, а ныне ... А ныне мне Эрот сказал: «Бедняга, много ты писал Без устали пером гусиным. Смотри, завяло как оно! Недолго притупить одно! Вот, на́, пиши теперь куриным ». Пишу, да не пишет, а всё гнется. Красавиц я певал довольно И так, и сяк, на всякий лад, Да ныне что-то невпопад. Хочу запеть — ан петь уж больно. «Что ты, голубчик, так охрип?» К гортани мой язык прилип. Вот мой ответ! Можно ли так состариться в 22 года? Непозволительно! Примечания Из письма к Н. И. Гнедичу от 1 ноября 1809 г . Впервые — PC, 1871, т. 3, № 2, стр. 226—227. Катенин Павел Александрович (1792—1853) — поэт, драматург и критик, впоследствии вошедший в декабристское тайное...
    6. Надпись к портрету графа Буксгевдена Шведскаго ...
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Надпись к портрету графа Буксгевдена Шведскаго ... Батюшков К. Н. Надпись к портрету графа Буксгевдена Шведскаго и Финскаго. Та же надпись к образу графа Хвостова-Суворова ("Премудро создан я, могу на свет сослаться...") // Батюшков К. Н. Сочинения: В 3 т. — СПб.: П. Н. Батюшков, 1885—1887. Т. 3. — 1886 . — С. 593. XV. Надпись къ портрету графа Буксгевдена Шведскаго и Финскаго. Та же надпись къ образу графа Хвостова-Суворова. —— Премудро созданъ я, могу на свѣтъ сослаться:          Могу чихнуть, могу зѣвнуть;          Я просыпаюсь, чтобъ заснуть,          И сплю, чтобъ вѣчно просыпаться. Константинъ Батюшковъ. 14-го мая 1853 года. Вологда,  вологодская   удѣльная   контора,                 квартира г. Гревенса. Примечания XV. НАДПИСЬ КЪ ПОРТРЕТУ ГРАФА БУКСГЕВДЕНА ШВЕДСКАГО И ФИНСКАГО. ТА ЖЕ НАДПИСЬ КЪ ОБРАЗУ ГР. ХВОСТОВА-СУВОРОВА. Напечатано въ Р. Старинѣ 1883 г., т. XXXIX, стр. 552. Подлинникъ у М. И. Семевскаго.
    7. Майков Л.Н.: Батюшков, его жизнь и сочинения. Глава 11.
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: отца. - Хлопоты о поступлении на дипломатическую службу. - Поездка Батюшкова на юг России. Впечатления Одессы и Ольвии. - Назначение в Неаполь. - Настроение поэта. - Батюшков в Москве. - Возвращение его в Петербург. - Отъезд Батюшкова за границу. "Опыты в стихах и прозе", то есть предпринятое Гнедичем издание Сочинений Батюшкова, должны были окончиться печатанием к осени 1817 года. К этому времени и сам автор положил приехать в северную столицу. Петербург стал неприятен Константину Николаевичу с тех пор, как он испытал там целый ряд самых едких огорчений; он мог затушить в себе страсть по самому лучшему побуждению, но в Петербурге могли быть люди, которые иначе смотрели на его поступок; в особенности тревожило Батюшкова охлаждение со стороны Олениных, пред которыми он не признавал себя виноватым, и потому он с недоумением спрашивал Гнедича: за что они на него в гневе? {Соч, т. III, с. 393, 417.} Летом 1817 года Константин Николаевич задумал было совершить поездку на юг России, чтобы полечиться; он уже приехал с этою целью из деревни в Москву, но здесь его задержали хлопоты по закладу именья, и давно желанное путешествие было отложено. Зато в Москве получил он наконец любезное письмо от старика Оленина, который звал его в Петербург {Там же, с. 444, 445.}. Обрадованный и успокоенный этою вестью, Константин Николаевич решился воспользоваться приглашением при первой возможности: она представилась в ближайшем августе. Батюшков нашел в Петербурге большую часть близких ему людей: Е.Ф. Муравьева пожелала, чтоб он поселился у нее {Там же, с. 464.}; Карамзины, переехавшие за год перед тем в Петербург и жившие в ее доме, и Оленины встретили Константина Николаевича с прежнею лаской и вниманием; Алексей Николаевич даже зачислил его снова на службу при Библиотеке, с званием почетного библиотекаря {Архив Императорской Публичной Библиотеки дело о службе в ней Батюшкова;...
    8. Венгеров. Батюшков К. Н. (Критико-биографический словарь русских писателей и ученых 1891)
    Входимость: 1. Размер: 113кб.
    Часть текста: не смотря на то, что жилъ скромно и семьи не имѣлъ. Во второй половинѣ прошлаго столѣтія Батюшковы подверглись большой немилости. Бывшій офицеръ конной гвардіи Илья Батюшковъ былъ уличенъ въ нелѣпомъ «умыслѣ» заточить Екатерину въ монастырь, а на престолъ возвести не то цесаревича Павла, не то своего родственника Опочинина, который будто бы былъ прижитъ императрицей Елизаветой Петровной съ пріѣзжавшимъ въ молодости въ Россію англійскимъ королемъ. Во всякое другое время на подобный вздоръ не обратили бы серьезнаго вниманія, тѣмъ болѣе, что еще до начала слѣдствія Батюшковъ проявлялъ признаки душевной болѣзни, а «худые» разговоры его велись въ интимнѣйшемъ кругу двухъ, трехъ родственниковъ. Но въ эпоху Таракановыхъ, Ашей и другихъ «дѣтей любви» высокихъ людей, въ эпоху, когда одна рота гренадеръ возводила на престолъ, а другая низвергала съ него, полусумасшедшему бреду отставнаго корнета было придано государственное значеніе. Была снаряжена слѣдственная коммисія, которая пытала подсудимыхъ 2 , нашла ихъ достойными смертной казни и только въ видѣ особой милости присудила ихъ къ тяжкой ссылкѣ въ Сибирь. Батюшковъ былъ назначенъ въ Мангазею, что въ енис. губ. Его...
    9. Батюшков — Гнедичу Н. И., 3 мая 1810.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: Стоитъ ли это? Спомни псаломъ: «Не надѣйтеся ... на сыны человѣческія ». Вѣришь ли, что я это предвидѣлъ ? Утѣшься , мой другъ, ради Бога: все пройдетъ. Я болѣе твоего терпѣлъ удары. Они были язвительнѣе изъ рукъ на вѣки драгоцѣнныхъ , но время усыпило горести. Если цвѣты не родятся у ногъ моихъ, то нѣтъ и терній. Тебѣ ли, другъ мой, говорить, что жизнь скучаетъ. Будь свыше золотыхъ болвановъ и знай, что La plainte est pour le fat, le bruit est pour le sot. L’honnête homme trompé s’éloigne et ne dit mot. Я знаю, что тебя ласкали, кадили, какъ Вольтеру у Фридриха, выжали сокъ и бросили корку; знаю, что во всѣхъ откровеніяхъ primo mihi болѣе , нежели дружба дѣйствовала , и всякій соблюдалъ личную пользу. Это участь дарованія. Трутни пожираютъ медъ у пчелъ, но пчелы не бросаютъ трудовъ своихъ; я видѣлъ въ свѣтѣ Des protégés si bas, des protecteurs si bêtes, говоритъ Грессетъ, и эти протеже нужны для таковыхъ покровителей. Но тебѣ ли говорить противъ себя? Не жалуйся на фортуну. Неужели ты себя не довольно почитаешь, чтобъ со мной не раздѣлять посредственность, кусокъ хлѣба ? Неужели думаешь, что я говорю тебѣ сіе въ поэтическомъ восторгѣ ? Нѣтъ , любезный Николай, я тебя люблю и любить буду. Я подалъ просьбу въ отставку: здоровье мое на ниткѣ . Надѣюсь , что ты, освѣдомившись объ ней у министра, отложишь путь въ Малороссію и повременишь до меня, если на просьбу послѣдуетъ рѣшеніе . Это и для тебя, и для меня нужно. Отъ сестрицъ писемъ не имѣю , а почему не знаю. Поклонись имъ отъ меня и проси, чтобъ писали. Ихъ молчаніе сокрушаетъ меня совершенно. Отъ Ал. Н. Оленина получилъ письмо. Онъ, кажется, тебя...
    10. Фридман. Поэзия Батюшкова. Глава 1. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    Часть текста: развитии русской литературы» (1859) Добролюбов, рассматривая русский историко-литературный процесс конца XVIII — начала XIX в., утверждал, что уже у Карамзина и Жуковского литература, отошедшая от «пиндарической» возвышенности классицизма, «должна была... несколько спуститься к действительности, хотя все еще далеко не достигла ее». В произведениях этих писателей возникла «украшенная природа» — «неудачный суррогат действительности»: они опасались дать действительность «живьем», «боясь оскорбить отвлеченные требования искусства» 57 . И вот Батюшков отказался от идилличности и «очарованности» Карамзина и Жуковского и гораздо более щедро и правильно стал вводить в свою поэзию элементы жизни, хотя тоже не пошел в этом направлении до конца. «Батюшков, любивший действительную жизнь, как эпикуреец, но тоже боявшийся пустить ее в ход прямо, — писал Добролюбов, — увидел, однако, что наши попытки на создание золотого века из простой жизни никуда не годятся. Он пошел по другой стороне и в своей недолгой литературной деятельности выразил такое умозаключение: «Вы боитесь изображать просто природу и жизнь, чтобы не нарушить требований искусства, смотрите же, я буду вам изображать жизнь и природу на манер древних. Это все-таки будет лучше, чем выдумывать самим вещи, ни на что не похожие. Это, действительно, было лучше, но все-таки было еще плохо, тем более, что у нас почти не было людей, которые могли бы сказать, так ли Батюшков изображает мир и жизнь, как древние, или вовсе непохоже на них» 58 . Таким образом, Добролюбов подчеркивает значительный шаг вперед, который сделал Батюшков, по сравнению с Карамзиным и Жуковским,...