• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Кошелев. Константин Батюшков.

    Предисловие
    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Примечания

    В книге впервые на обширном документальном материале, в значительной части своей извлеченном из архивов, воссоздается облик выдающегося русского поэта, мыслителя и литературного критика Константина Николаевича Батюшкова (1787—1855).

    Повествование о его жизненном и творческом пути вводит читателя в атмосферу русского общества начала XIX века. Со страниц книги предстает блистательный круг современников поэта: Карамзин, Жуковский, Вяземский, Гнедич, семья Олениных и многие другие.

    Издание приурочено к двухсотлетию со дня рождения К. Н. Батюшкова.

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    «...Про Раевского набрать не много», — заметил Батюшков, приведя в записной книжке несколько эпизодов из жизни генерала Н. Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года.

    «Про Батюшкова набрать не много, — мог бы заметить современный биограф этого выдающегося русского поэта.

    «допушкинского» времени так не повезло с наследниками, последователями и исследователями, как Батюшкову.

    В 1821 году Н. И. Греч, составляя краткую биографическую справку о поэте, не мог даже толком указать время и место его рождения.

    В 1843 году В. Г. Белинский, излагая в третьей статье цикла «Сочинений Александра Пушкина» биографию Батюшкова, допустил ряд фактических неточностей, отражавших общий уровень представлений о поэте.

    В 1855 году, после смерти Батюшкова, его ближайший друг П. А. Вяземский начал сбор материалов о нем, и с «благословения» Вяземского в журналах пятидесятых — шестидесятых годов появилось несколько интересных статей и публикаций (Н. Ф. Бунакова, П. Г. Гревенца, М. Н. Лонгинова, П. И. Бартенева, М. И. Семевского и других).

    В 1880-е годы сводный брат поэта Помпей Николаевич Батюшков развил бурную деятельность по сбору его писем и документов о нем. Материалов набралось очень много, и в 1885—1887 годах было выпущено трехтомное собрание сочинений Батюшкова, которое позднейшие исследователи назвали «целой энциклопедией русской литературы конца XVIII — начала XIX века». Подготовил его один из крупнейших филологов того времени Л. Н. Майков «при ближайшем участии» выдающегося библиографа и историка русской культуры В. И. Саитова.

    «майковского издания» открывался большой (в половину тома) статьей редактора «О жизни и сочинениях Батюшкова». В этой монографии (потом она вышла отдельно под заглавием «Батюшков, его жизнь и сочинения») Л. Н. Майков сумел кропотливо обобщить разрозненные факты биографии поэта, ввести его личность в атмосферу литературной жизни начала XIX века, выделить основные этапы становления и развития его творческой индивидуальности. И монография, и само издание были действительно «колоссальными» по замыслу и исполнению и составили эпоху в развитии русской науки о литературе.

    Позже сочинения Батюшкова готовили такие крупные ученые, как Д. Д. Благой, Б. В. Томашевский, Б. С. Мейлах, Г. П. Макогоненко, Н. В. Фридман, И. М. Семенко. Появились многие исследования о творчестве поэта (в том числе две книги Н. В. Фридмана «Поэзия Батюшкова» и «Проза Батюшкова»), ряд публикаций его произведений и писем, вступительные статьи к его однотомникам. В них дается анализ художественного наследия писателя, решается (по-разному) вопрос о его творческом методе, исследуется влияние Батюшкова на русскую поэзию...

    Но единственной биографической книгой о поэте до сих пор остается монография Л. Н. Майкова, вышедшая сто лет назад. Она не утратила своей красоты, привлекательности и ценности кропотливых разысканий. Для каждого, кто захочет подробно ознакомиться с жизнью Батюшкова, она явится незаменимым пособием...

    Однако история и люди не стоят на месте. За сто лет открылось много новых материалов и фактов, которые позволяют не только уточнить книгу Майкова, но и дать новое объяснение, новое толкование целому ряду эпизодов жизни и творчества Батюшкова.

    Батюшков был необычным человеком и необычным писателем. Он удивлял друзей своими «софизмами», раздражал странными поступками — и считался в общем мнении «чудаком». Он удивлял первых читателей неординарностью и странной привлекательностью создаваемых им «безделок». Он удивляет исследователей, которые до сих пор не могут найти ему подходящего «места» в привычной схеме развития литературных направлений, относя его творчество то к сентиментализму, то к неоклассицизму, то к предромантизму; отыскивая в его поэзии и прозе «реалистические тенденции» и «декадентские мотивы»...

    «гедонистическим романтизмом» (разумея под этим жизненное и творческое тяготение к воспеванию радостей жизни и любви), — и то трагическое скитальчество, которое ознаменовало всю его «сознательную» биографию?

    Как совместить певца «мечты», строившего воздушные замки воображения, — и «поэта-фронтовика» в самом точном значении этого слова?

    В привычные схемы литературного процесса не умещается, например, тот факт, что очерк Батюшкова «Прогулка по Москве» написан в 1811 году: по типу повествования и по способу отражения жизни это, собственно говоря, «физиологический очерк» 1840-х годов. А «военные записки» (вернее, наброски их, писавшиеся в 1815 году) очень напоминают по своим мыслям и по характеру повествования «военные рассказы» Льва Толстого. А «Подражания древним», написанные в 1821 году, как бы предваряют художественные поиски русских акмеистов начала XX века. Может быть, Батюшков сам испугался того, что написал: упомянутые произведения увидели свет лишь после его смерти...

    Иногда произведения Батюшкова именуют даже «историко-литературными парадоксами»: сказка «Странствователь и Домосед», которая может быть рассмотрена как пародия на романтическую поэму, появилась в 1815 году, когда еще объекта пародии, самой романтической поэмы, не существовало в русской литературе...

    «Как растолкуют это?» — спрашивал Батюшков в записной книжке, намечая собственный психологический портрет и пытаясь объяснить самому себе противоречия собственной личности.

    — «дней Александровых прекрасное начало». Батюшков оказался в гуще, в самом центре великих событий русской истории.

    Это была эпоха пересмотра литературных мнений и переделки литературного быта. На арене словесности столкнулись не только различные творческие индивидуальности, но различные творческие методы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм... Батюшков учился у всех и не хотел писать «как в старину писали». И с этой точки зрения даже не важно, к какому литературному направлению отнести его творческие поиски.

    В применении к каждой поэтической личности, возникшей «на стыке» литературных эпох, есть вопрос не менее важный: какова была историческая роль писателя в формировании общественного сознания? насколько велик его действительный вклад в историю национальной культуры? Конечно, крупные явления в любой области искусства, у любого народа есть прежде всего результат совокупной деятельности многих художников — и прикреплять эти явления к какому-либо одному имени не всегда правомерно. Но и сам этот «осторожный» подход не всегда правомерен. Признаки, характерные для какого-либо явления, в деятельности различных писателей обнаруживаются по-разному. Это дает право исследователю из всей массы лиц, связанных с осуществлением характерных тенденций той или иной литературной эпохи, выделять и выдвигать для изучения в первую очередь тех, в чьем творчестве в наибольшей мере и наиболее отчетливо выразились эти новые тенденции.

    Это дает право биографу писать о большом художнике как о явлении не только типическом, но и исключительном.

    Батюшков был похож на всех других людей первой четверти XIX века. И — не похож, оставаясь человеком глубоко оригинальным. Это был человек, устремленный в свое время — и обогнавший его. Это был Поэт, не выдержавший натиска житейских противоречий.

    «биографический метод» изучения писателя. Конечно, его творчество не было зеркальным отражением его жизни. И в то же время он сам предлагал посмотреть на свое творчество как на

    Историю моих страстей,
    Ума и сердца заблужденья,

    Заботы, суеты, печали прежних дней

    И легкокрилы наслажденья:

    Как вовсе умирал для света,

    Как снова мой челнок фортуне поверял...

    Движимый этими мыслями и сознающий, по выражению Батюшкова, «слабость сил и маловажность занятий моих», автор этой книги предпринял некоторые разыскания, результатом которых явилась предлагаемая биография Батюшкова. Опираясь на источники, как опубликованные, так и хранящиеся в архивах Ленинграда, Москвы, Вологды, — он попытался исследовать личность поэта «изнутри» самой этой личности.

    Поэтому по своему жанру книга является документальным повествованием: там, где это возможно, приводится сам документ, а не его пересказ, — чтобы читатель мог почувствовать дух изображаемой эпохи, ее стилистику, характер мышления самого поэта и окружающих его людей.

    «Странствия и страсти» — также отражает задачу автора. Применительно к Батюшкову, «странствия и страсти» — это почти то же самое, что выражается традиционно: «жизнь и творчество».

    Предисловие
    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Примечания
    Раздел сайта: