• Приглашаем посетить наш сайт
    Хомяков (homyakov.lit-info.ru)
  • Батюшков — Гнедичу Н. И., август — сентябрь 1811.

    Батюшков К. Н. Письмо Гнедичу Н. И., [август — сентябрь 1811 г. Деревня] // Батюшков К. Н. Сочинения: В 3 т. — СПб.: П. Н. Батюшков, 1885—1887.

    Т. 3. — 1886. — С. 140—143.


    LXXV.

    Н. И. Гнѣдичу.

    ——

    (Августа — сентябрь 1811 г. Деревня).

    Я получилъ твою хартію лѣта 1811 г. отъ Р. Х. въ мѣсяцѣ аугустѣ, въ началѣ жатвы, то-есть, въ концѣ лѣта, исправно въ моей кельѣ, гдѣ молюсь о братіѣсуетѣ, и о тебѣ, сыне Адамле. Получилъ — и засмѣялся. Куда дѣвалось твое хладнокровіе, твоя разсудительность, доблесть ума и сердца? Куда сокрылась твоя философія, опытная и отвлеченная, твоя наука наслаждаться, быть счастливымъ, покойнымъ, довольнымъ, посреди разврата, недостатка, пресыщенія, посреди треволненія страстей человѣческихъ? Все сіе изчезло, яко дымъ отъ лица земли, и ты, мой философъ, сдѣлался вялѣе женщины, угрюмѣе Женевца Руссо и безразсуднѣе и той, и другаго. Ты сердишься на людей? Они тебя обманули? Чудакъ! Ты въ нихъ обманулся! Чего ожидалъ отъ нихъ? Услугъ, дружбы, благоволенія за то, что пишешь хорошіе стихи? Ошибся — и послѣ того вздумалъ поносить человѣчество! Дарованіе есть упрекъ, укоризна; оно — врагъ тончайшей изъ страстей, самолюбію. Люди его ласкаютъ сначала (ибо оно имъ доставляетъ минутное удовольствіе), но ѣ опомнятся и рано или поздно отмстятъ. Вотъ твоя участь! Но изъ этого я не заключаю, чтобъ всѣ были подлецы или дураки, и смѣло исключаю тѣхъ, которые намъ желали когда-нибудь добра. Прибавь къ тому, что поэзія, сіе вдохновеніе, сіе нѣчто изнимающее душу изъ ея обыкновеннаго состоянія, дѣлаетъ любимцевъ своихъ несчастными счастливцами. И ты часто наслаждаешься, потому что ты пишешь, и ты смотришь на міръ съ отвращеніемъ, потому что ты пишешь.

    Я получилъ твою 9-ю пѣснь. Мое сужденіе пришлю. Теперь скажу тебѣ, что я нашелъ въ ней много ошибокъ противъ языка, противъ ударенія словъ: ошибки важныя, которыя ты долженъ исправить. Я нашелъ еще много словенскихъ словъ, которыя вовсе не у мѣста. Они хороши въ описательной поэзіи, когда говоритъ поэтъ, но въ устахъ героевъ никуда не годятся: они охлаждаютъ разсказъ и дѣлаютъ но иные грубы, и есть стеченіе словъ и звуковъ вовсе непріятныхъ. Исправь это или, лучше сказать, дай времени исправить ошибки сіи, которыя принадлежатъ къ слогу, безъ котораго нѣтъ прочной славы. Я жалѣю, что не могу съ тобою поговорить обо всемъ этомъ лично: я, можетъ быть, принесъ бы тебѣ пользу. Но Кострова не страшись. Я его не читалъ въ Вѣстникѣ, да и читать не хочу послѣ твоего перевода. Онъ писалъ, покойникъ, хорошо, но онъ, вопреки своей славѣ, состарѣлся. Богъ знаетъ, что тому виною! Не словенскій ли языкъ и его сицѣ и сѣли въ колесницѣ? Онъ имѣлъ дарованіе, но я увѣренъболѣе вникнулъ въ духъ Гомера, однимъ словомъ, что у тебя болѣе сего чувства изящнаго, которое должно имѣть, переводя божественнаго слѣпца. Берегись одного: словенскаго языка.

    Каченовскій меня не удивляетъ. Мерзляковъ любитъ хвалить себя, себя и еще себя. Эти люди Карамзина не ставятъ ни въ грошъ. Для нихъ ничто цѣны не имѣетъ и имѣть не можетъ. И что значитъ ихъ похвала? Я знаю, что тебя цѣнить умѣютъ люди съ сердцемъ и съ истиннымъ дарованіемъ: я это слышалъ, и съ меня довольно. Я радъ, что ты перемѣнилъ свое мнѣніе о славенофилѣ. Что онъ написалъ хорошаго? Хотя бъ одну страницу! Кого онъ хвалилъ? ѣмъ восхищается? Мертвыми, потому что они умерли, да живыми-мертвыми! Нѣтъ, мой другъ, тотъ, кто восхищается Шихматовымъ, Суворовымъ-профессоромъ, Захаровымъ и прочими, не имѣетъ, да имѣть не можетъ дарованія.

    Что съ тобою сдѣлалъ Катенинъ? Это меня безпокоитъ. Я отъ него ожидалъ ума.

    Я непремѣнно напишу мои замѣчанія и привезу ихъ съ собою. Здѣсъ впечатлѣнія будутъ совершенно чисты: я буду говорить то, что я чувствую, и сужденіе другихъ никакого вліянія на мое сужденіе имѣть не будетъ. Послѣ я бы желалъ считаться съ тобою. Я увѣренънѣкоторыя замѣчанія будутъ справедливы. Зима насъ соединитъ. Могу ли пристать у тебя недѣли на три, на мѣсяцъ, пока моя судьба рѣшится? Дай мнѣ знать, и еще разъ, увѣдомь меня, что буду я принужденъ дѣлать для полученія мѣста, какъ и къ кому адресоваться, однимъ словомъ — что ты придумаешь лучшаго. Ты видишь тамъ вблизи и людей, и вещи, и совѣтъ твой мнѣ будетъ полезенъ.

    тебѣ десять рублей въ этомъ письмѣ на всякій страхъ. Купи табаку турецкаго лучшаго и пришли по первой почтѣ. Живи, будь уменъ и люби меня, какъ друга, какъ человѣка, который имѣетъ душу для того, чтобъ любить тебя. Конст. Б.

    Пришли какихъ-нибудь книгъ, поклонись Измайлову и попроси его переслать мнѣ Цвѣтникъ — остальные нумера. Они очень интересны. Если онъ еще издаетъ журналъ, то я ему кое-что пришлю. Выпроси его Сказки: мнѣ охота здѣсь ихъ прочитать наединѣ.

      LXXV. Н. И. ГНѢДИЧУ. (Августъ-сентябрь 1811 г. Деревня). Напечатано въ Р. Старинѣ 1883 г., т. XXXVIII, стр. 120—122. Подлинникъ у М. И. Семевскаго.

    1. — (Стр. 141). 9-я пѣснь — „Иліады“ въ переводѣ Гнѣдича. Выше, на стр. 600, было уже сказано о появленіи продолженія перевода „Иліады“ Кострова въ Вѣстникѣ Европы 1811 г., и на стр. 618 — о риѳмахъ сицѣѣ. Вѣроятно, напечатаніе этого перевода послѣ того, какъ стало извѣстнымъ, что Гнѣдичъ рѣшился продолжать трудъ Кострова, и заставило Батюшкова сказать далѣе: „Каченовскій меня не удивляетъ“ и т. д.

    2. — (Стр. 142). Славенофилъ — А. С. Шишковъ.

    3. — (Стр. 142). Прохоръ Игнатьевичъ Суворовъ (род. въ 1750 г., ум. въ 1815) былъ сперва преподавателемъ математики въ морскомъ кадетскомъ корпусѣ, а потомъ профессоромъ Московскаго университета; съ 11-го ноября 1783 г. онъ состоялъ членомъ Россійской академіи. Свѣдѣнія о немъ и литературныхъ трудахъ см. въ „Исторіи Росс. академіи“ М. И. Сухомлинова, вып. V. Въ ѣ его произведеній есть нѣсколько торжественныхъ рѣчей, написанныхъ очень витіеватымъ слогомъ. Суворовъ пользовался особымъ покровительствомъ попечителя Московскаго университета П. И. Голенищева-Кутузова, который говорилъ о немъ: „Онъ — человѣкъ рѣдкій, и у насъ въ университетѣни изъ русскихъ, ни изъ иностранныхъ ему равнаго нѣтъ, какъ по учености, такъ и по моральному характеру“ (А. А. Васильчиковъ. Семейство Разумовскихъ, т. II, стр. 290).

    4. — (Стр. 143отдѣльною книгой только въ 1814 г.; до тѣхъ поръ ѣкоторыя Цвѣтникѣ; слѣдовательно, Батюшковъ могъ просить о ѣ ему сказокъ Измайлова только въ рукописи.

    Раздел сайта: