• Приглашаем посетить наш сайт
    Маркетплейс (market.find-info.ru)
  • Сцены четырех возрастов.

    Батюшков К. Н., Нелединский-Мелецкий Ю. А., Вяземский П. А., Державин Г. Р., Корсаков П. А. Сцены четырех возрастов ("Сбирайте цветочки...") // Батюшков К. Н. Сочинения. — М.; Л.: Academia, 1934. — С. 262—274.

    СЦЕНЫ ЧЕТЫРЕХ ВОЗРАСТОВ

    ПЕРВЫЙ ВОЗРАСТ

    Детские пляски, игры и проч. Несколько детей, отделясь от других, приближаются к зрителям, держа недоплетенные цветочные вязи. Позади их несколько раз повторяется следующий куплет:

    Сбирайте цветочки
    С зеленых лугов!
    Плетите веночки
    Из пестрых цветов!

    1-е дитя

    Сегодня большой праздник для нас, милые товарищи. Сегодня возвратятся наши добрые родители.

    Несколько детей (обнимая друг друга)

    Какая радость! Сегодня возвратятся они, наши милые, добрые родители!

    1-е дитя

    Несколько детей

    Победителями! Победителями!

    1-е дитя

    Мое сердце бьется от радости! Бедная маминька и сестрицы ожидали батюшку с таким нетерпением! Они боялись, чтоб злые солдаты не убили его в сражении. Теперь нечего уже бояться.

    Один ребенок (отделясь от тех, которые толпятся вокруг жертвенника, подбегает с вязью цветов)

    Полно вам болтать, милые друзья! Собирайте лучше цветы в эти корзинки; украшайте ими жертвенник в честь победителей. Может быть, они увидят его и полюбуются нашими трудами. Кроме цветов и сердец наших мы ничего не имеем: и те приносим с радостию.

    Все дети вместе

    Давайте собирать цветы!

    Общий хор и пляска

    Сбирайте цветочки
    С зеленых лугов,
    Плетите веночки
    Из алых цветов!

    1-е дитя

    Мы дети — не знаем
    Заслуги отцов;
    Мы их увенчаем
    Венками цветов.

    Хор

    Скорее цветочки
    Сбирайте с лугов,
    Плетите веночки

    1-е дитя

    О, други! Спешите
    Навстречу ему:
    Весь путь устелите
    Цветами ему.

    Хор

    Врагов победитель,
    Он кроток душой!

    Он наш покровитель,
    Он ангел святой!

    Несколько детей вдруг

        Чу! Знать, кто-то едет? Не он ли?

    Все дети убегая, поют:

    О, други, спешите
    Навстречу ему:
    Весь путь устелите
    Цветами ему!

    ВТОРОЙ ВОЗРАСТ

    Юноши и девицы за разными занятиями поют:

     Всё вкушает в жизни сладость,
     Царский чувствуя приход.
     Пой в восторге шумном младость,
     

    Хор

    Богом царь благословенный
    Возвратится скоро к нам!

    Царь велик, но не отринет
    Скудных юности даров
    И с улыбкой взоры кинет
    На усердие сынов.

    Хор

    Богом царь благословенный.
    Возвратись скорее к нам!

    Несколько юношей и девиц, отделясь от прочих, рассматривают занятия товарищей

    1-й юноша

    Трудитесь, трудитесь, милые друзья; минута торжественная приближается. Говорят, что славные наши воины недалеко; с ними, конечно, и государь. Он увидит наши занятия: плоды искусств, художеств, рукоделий и наук. Мы ему посвятим их.

    2-й юноша

    И он, конечно, не отринет слабых, но усердных приношений, в местах ему от детства любезных.

    Девица аккомпанирует на арфе

    Дуэт девиц

        Он любит тени сих лесов,
        Безмолвие природы,
        Журчанье здешних ручейков,
    Пастушечью свирель и наши хороводы.
    Он любит отдыхать близь матери своей
        
        И счастье мирное полей
    Монарха веселит не менее трофея.

    Дуэт юношей

    Он лавры похищал
    Из рук неистовой Беллоны;
    Царям он возвращал
    И царства, и короны...

    Юноши и девицы

    Весь мир его боготворит,
    В немом поникнув изумленьи.
    Он правде друг, он вере щит
        И Россов утешенье.

    1-й юноша

    И впрям! Какими чудесами наполнили свет наши непобедимые воины под его начальством! Взгляните на карту и удивляйтесь!

    Где только ветры могут дуть,
    Проступят там полки орлины! (Ломоносов)

    Хор молодых земледельцев (в отдалении)

    Язык наш прост — сердца простые,

    Нас помнил царь в чужих краях
    И мир принес в поля родные.

    Вдали бюст государя в зеленой беседке, где за кустами занимается художник оканчиванием его, и по мере приближения той минуты, в которую будет петь следующий куплет подходящий хор девиц, мало-по-малу его открывают

    Хор

       Обложим вкруг, друзья, цветами
       Мы образ нашего царя,
       Его бессмертия заря
       Венчает яркими лучами.

    1-й юноша

    Смотрите, какое удовольствие блистает на всех лицах! Веселая молодость вне себя от радости. Пляски хороводы начинаются; разделим их с товарищами.

    Всё вкушает жизни сладость,
    Царский чувствуя приход.
    Пой в восторге шумном младость!
    Пой здесь счастливый народ!

    Хор

    Богом царь благословенный
    Возвратится скоро к нам!

    Царь велик, но не отринет
    Скудных юности даров
    И с улыбкой взоры кинет
    На усердие сынов.

    Хор

    Богом царь благословенный,

    Юноши

    Придет время и с отцами
    Мы победы разделим;
    К славе их пойдем следами —
    Иль умрем, иль победим!
    Богом царь благословенный
    Нас к победам поведет!

    Пляска оканчивается

    1-й юноша

    Мы кончили наши занятия; возвратимся к своим родителям. Но прежде, по обыкновению нашему, принесем теплые молитвы о том, кому обязаны мы нашим благоденствием славою отечества!

    Общий хор

    Молим, юноши и девы,
    Сохрани, о, щедрый бог!
    Драгоценны дни царевы,
    Счастья нашего залог!
    Дни монарха, дни драгие,
    Сохрани, о, щедрый бог!

    ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ

    Жены за разными занятиями поют:

    Счастливый час соединенья,

    Прийди, о, дар благих небес,
    Счастливый час соединенья!
    Сподвижников царя
    Несите к нам скорей, бездонные моря!
    Вы, ветры, тише, тише вейте
    И волны воздымать не смейте!

    Хор

    Сподвижников царя
    На родину несут бездонные моря.

    Одна

    К ним жены руки простирают.
    Зовет их голос чад родных.
    То страх, то радость наполняет
    Попеременно души их.
    С полей кровавой брани
    Прийдут ли все в страну отцов
    Вкусить любви и славы дани
    На лоне мирных жен, в объятиях сынов?

    Одна из жен

    Мир и победа возвращают их в отечество. Здесь всё ожидает их с нетерпением, и минута свидания наградит нас за горестные слезы.

    Одна из жен

    Как сладко почивает
    Младенец в тишине!
    Улыбка на устах невинного играет,
    Супруга милого напоминая мне.
    С полей кровавой брани
    Прийдет ли он в страну отцов
    Вкусить любви и славы дани
    В награду дивных дел и доблестных трудов?

    Одна из жен

    До сих пор мое сердце было исполнено и страхом, и надеждою. Но успокоимся, милые подруги! Час свидания близок; в скором времени возвратятся наши герои, покрытые славою. Между тем ты, Анюта, спой нам песенку, а мы попляшем.

    Одна из жен поет песенку, а другие пляшут

    Юноша (вбегая, говорит)

    Сейчас я видел гонца, который сказывал, что наши воины попутным ветром летят на парусах к пристани и многие уже вышли на берег!

    Хор

    О, верные подруги!
    Свиданья близок час.
    Спешат, спешат супруги
    Обнять с любовью нас.
    Уже, веселья полны,
    Летят чрез сини волны...

    По суше рьяны кони
    Полки героев мчат.
    Звенят стальные брони,
    В руке блестит булат;
    Шеломы их блистают,
    Знамена развевают...
    Свиданья близок час!

    Одна из жен

    Так! Близок, близок час свидания... Но... если не обманываюсь, вдали раздаются голоса, смешанные со звуками военной музыки. Слышите ли?

    Все жены покидают свои занятия и в беспокойстве слушают

    Одна из жен

    Так, военная музыка... Она приближается.

    Другая

    Голос труб!

    Хор (вдали)

    Гром победы, грома глас,
    Громче, громче раздавайся!

    В целом мире повторяйся:

    Слава, слава государю!
    Слава, слава, слава нам!

    Одна из жен

    Это они без всякого сомнения.

    Все вместе

    Они, они! Их знакомый голос.

    Хор воинов (ближе)

    Нас он в битвах предводил,
    Он разрушил все твердыни!
    Царства злобы и гордыни
    Нашей грудью сокрушил!
    Слава, слава государю!
    Слава, слава, слава нам!

    Одна из жен

    Теперь уже нет сомнения любезные подруги: это они! Полетим навстречу!

    ЧЕТВЕРТЫЙ ВОЗРАСТ

    Старики и старухи за разными занятиями

    1-й старик (прочитав бумагу)

    1-я старуха

    С каким нетерпением ожидаем мы наших внуков! Скоро, скоро обнимем их дрожащими руками!

    Другая

    Сердце матери бьется от радости неизъяснимой.

    Инвалид

    И я, дряхлый воин, еще раз обниму моих правнуков!.. Но какую весть приносишь ты нам?

    1-й старик (входит поспешно; все встают, кроме инвалида)

    Радостную весть! Наши воины возвратились, и там гремят их победные песни.

    Несколько стариков (вместе)

    Как? Возвратились?

    Другие

    О, принесем благодарение всевышнему!

    Гимн хором

    Ты внял, о, боже, старцев глас,
    Ты принял теплые молитвы,
    Победою венчая битвы,
    Обрадовал при гробе нас.


    Храни народ тобой спасенной!
    Он удивил страны вселенной
    Величием твоих чудес.

    О, боже! ты услышал глас
    И старцев теплые молитвы;
    Ты чад привел с кровавой битвы
    Обрадовать при гробе нас.

    Инвалид

    Благодарю тебя, всемогущий боже, за продолжение преклонных дней моих до той счастливой минуты, в которую еще раз увижу, во всем сиянии славы, достойного правнука Петра Великого, под знаменами которого я служил в моей молодости! Я закрою глаза мои при звуке побед, побед доселе неслыханных, и угасну в радости.

    Здесь слышна военная музыка

    1-й старик

    Там слышна военная музыка наших воинов. Так! Это они!

    Несколько воинов

    Велел нам бог еще обнять вас, почтенные родители!

    Инвалид (обнимая двух воинов)

    Жены (обнимая воинов)

    С какою радостию мы обнимаем вас, покрытых славою!

    Ах! и наши сердца трепещут при названии славы! Сколько раз я страшилась за тебя! Сколько раз потерею жизни моей желала бы я отвратить удары, на тебя устремленные; и сколько раз мое сердце наполнялось чистейшею радостию от одной мысли, что ты сражаешься под русскими знаменами за бога, за царя и за всех нас, что ты возвратишься покрытый славою; что, указывая на меня, на сына твоего, сограждане повторяют: вот жена, вот сын храброго воина! И слезы благодарности блистают в глазах их!

    Дитя

    И мы, дражайшие родители, мы будем со временем достойны отцов наших.

    1-й воин

    Радость моя неизъяснима! Чего не достает нам? Тот который предводил нас на поле славы, разделял с нами труды и все опасности, отдыхал под нашими шатрами и в дождь и в ненастье; тот, который награждал нас щедрою рукою, ныне возвратился с нами и с нами разделяет радость нашу. Он любит нас, как детей своих.



    Ты возвратился, благодатный!
    Наш кроткий ангел, луч сердец!
    Твой воссиял нам зрак прекрасный
    О, царь! отечества отец!

    О, сколько мы благополучны,
          Отца в монархе зря!
          Ура! Ура! Ура!

    Ты мужества явил примеры,

    Защитник был святыя веры,
    И, доблестьми прямой герой,
    Явил дела великодушны!

          
          Ура! Ура! Ура!

    Ты возвратился, царь, нам милый,
    И счастье наше возвратил,
    Прогнал от нас те дни унылы

    Что были мы с тобой разлучны.
    О, сколько мы благополучны,
          Отца в монархе зря!
          Ура! Ура! Ура!

    1-й

    Кончим торжественный день в храме всевышнего. Мы все, и стар, и млад, должны благодарить его за бесчисленные милости.

    Общий хор

    Друзья, на время нашу радость,
    Восторгов клики прекратим:

    Благодарить небесну благость.
    Бог правды был нам в бранех щит,

    Хвала ему да возгремит!

    Примечания

      (стр. 262—274). Л. Н. Майков в своем биографическом очерке Батюшкова (при первом томе собрания его сочинений) рассказывает, что вскоре после возвращения поэта в Россию из заграничного похода 1814 г. Ю. А. Нелединский-Мелецкий обратился к нему с просьбой взять на себя написание порученных императрицей Марией Федоровной Нелединскому торжественных хоров и лирических сцен по случаю ожидавшегося посещения Александром I, также только что вернувшимся из Европы, резиденции матери — Павловска. Батюшков принужден был согласиться: «Трудно было отговориться, — писал он по этому поводу сестре: — старик так был ласков и убедителен. Я намарал, как умел; пьесу играли... К несчастью я спешил: то убавлял, то прибавлял по словам капельмейстера и, вопреки моему усердию, кажется написал не очень удачно; но актеры ее удачно играли» (Соч. под ред. Майкова, т. III, стр. 289). В период подготовки Майковского издания П. Н. Батюшков советовал Майкову «порыться в библиотеке покойной императрицы Марии Федоровны» в Павловске, полагая, что «сцены» должны там находиться (неопубликованные письма П. Н. Батюшкова Л. Н. Майкову в Рукописном отделении ИРЛИ). Неизвестно, последовал ли Майков этому совету, но во всяком случае в своем издании он указал, что текст сцен «не сохранился». Однако вскоре после выхода в свет Майковского издания, в том же 1887 г. М. А. Веневитинов опубликовал в «Русском архиве» (№ 7, стр. 341—363) тетрадь, найденную им в бумагах его матери и содержащую «Собрание хоров петых и сцен, представленных в Павловске июля 27 дня 1814 г.». Это «собрание» полностью заключает в себе и сцены, составленные, по плану Нелединского и в некотором сотрудничестве с ним, Батюшковым. Помимо Нелединского на характер сцен, в частности, на сентиментально-идиллическую их окраску, оказала непосредственное влияние сама Мария Федоровна, которая вела по этому поводу деятельную переписку с Нелединским. Все это, по справедливому указанию М. А. Веневитинова, «определяет долю участия Батюшкова в сочинении пиесы и почти ограничивает ее ролью версификатора, передающего чужие мысли». Исполнению «сцен» предшествовали «хор, петый у первых ворот на пути к Розовому павильону», написанный самим Нелединским, и «хор, петый у вторых ворот, к розовому павильону ведущих», написанный П. А. Вяземским. Кантата в сцене «четвертого возраста» написана Державиным, а заключительный «общий хор» — Я. А. Корсаковым. После сцен был исполнен «Польский», написанный также Нелединским (воспроизводим в нашем издании петитом кантату Державина и хор Корсакова, в виду того что они вмонтированы в текст «Сцен» в качестве органической их части; всё остальное опускаем). Возможно, что Корсакову же принадлежат и некоторые стихи в сцене первого возраста (см. «Русский архив», стр. 363). Батюшков получил за написание «Сцен» от Марии Федоровны бриллиантовый перстень.

      Небольшой отрывок из сцен под названием «Арии, петые в Павловском, музыка Кавоса» был вписан в Блудовскую тетрадь и воспроизведен Н. Лернером в «Русском библиофиле», в качестве первой публикации. В собрание сочинений Батюшкова «Сцены» вводятся нами впервые.

    Раздел сайта: