• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Батюшков К. Н. (Большая советская энциклопедия 1950)

    Батюшков К. Н. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2-е изд. — М.: Большая сов. энцикл., 1950. — Т. 4. — С. 316—317.


    БАТЮШКОВ, Константин Николаевич (1787—1855) — русский поэт, один из ближайших предшественников А. С. Пушкина. Родился в Вологде в обедневшей дворянской семье. После окончания пансиона поступил на службу в Министерство народного просвещения. Участвовал в войне со Швецией и в войнах против наполеоновской Франции в качестве офицера русской армии. В 1815 вступил в литературное общество «Арзамас» (см.). В 1817 выпустил свою единственную книгу «Опыты в стихах и прозе». С 1819 служил при русской дипломатической миссии в Неаполе. В 1821 заболел неизлечимой психич. болезнью.

    и теоретик лёгкой, изящной поэзии («Речь о влиянии легкой поэзии на язык», 1816); с этих позиций Б. и пародировал произведения реакционных писателей-шишковистов (см. Шишков). Сатиры Б. на шишковистов («Видение на берегах Леты», 1809; «Певец в Беседе Славянороссов», 1813) пользовались в те годы большой известностью. Посвящая свои элегии и послания темам любви и дружбы, Б. рисовал образ независимого человека, удалившегося от «развращенного света» в «тихий» сельский домик. При этом Б., усвоивший идеи философии просвещения, утверждал в своей лирике «земные радости», в частности, «земную», пылкую страсть («Веселый час», 1806; «Мои пенаты», 1811). Жизнеутверждающий характер поэзии Б. определяют и особенности его стиля. По словам Белинского, в лирике Б. «много пластики, много скульптурности... Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу» (Собр. соч., т. 3, 1948, стр. 294). Яркость и пластичность образов дополняется у Б. точной звукописью — «гармонией», к-рая получила высокую оценку А. С. Пушкина. При соблюдении форм классической поэзии у Б. ясно выражено субъективное отношение к изображаемому.

    «К Дашкову» Б. оплакивает сожжение Москвы и призывает к мести врагам. Патриотическое чувство Б. выразилось и в других стихотворениях того времени (элегия «Пленный» и др.). Однако после 1812 в творчество Б. проникают реакционные идеи (статья «Нечто о морали, основанной на философии и религии», 1815). В нек-рых элегиях Б. этого периода звучат мистические настроения («Надежда», 1815, «К другу», 1815). Но религиозно-мистические мотивы всё же не могут заглушить главную тему творчества Б. — прославление «земных радостей» («Вакханка», 1817) и изменить его реалистич. стиль. В творчество Б. этого периода большое место занимает тема «поэта и толпы». Б. рисует образы «гонимых гениев», погибающих в неравной борьбе с врагами («Умирающий Тасс», 1817, и др.). Однако в этих стихотворениях нет бунтарства, характерного для поэзии будущих декабристов; их ослабляет наличие тех же религиозно-мистических идей. В лирике Б. начинают звучать мотивы разочарования и глубокой скорби («Изречение Мельхиседека», 1821) Б. остался в стороне от освободительной борьбы дворянских революционеров. Представители декабристских кругов критиковали Б. за умеренность его политич. взглядов и узость интимно-психологич. тематики.

    Б. написал ряд прозаических произведений, в к-рых поставлены важные историко-культурные и эстетические проблемы: «Прогулка в Академию художеств» (1814), где изображено основание Петербурга, «Прогулка по Москве» и др. В произведении «Вечер у Кантемира» (1816) Б. предсказывает блестящий расцвет русского просвещения и резко полемизирует с франц. мыслителем Монтескьё, к-рый рассуждает о России «как невежда».

    Б. оказал большое влияние на лирику раннего Пушкина. Последнего роднит с Б. «земное», стихийно-материалистич. отношение к жизни. Пушкин, признавая большие заслуги Б. в области создания русского литературного языка, вместе с тем подчёркивал переходность и незавершённость его поэзии.

    По определению Белинского, «... Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовию и уважением» (Собр. соч., т. 3, 1948, стр. 298).

    Соч. Б.: Сочинения, т. 1—3, СПБ, 1885—87; Сочинения, ред. статья и комментарии Д. Д. Благого, М.—Л., 1934; Стихотворения, М., 1949.

    Лит.: В. Г., Сочинения Александра Пушкина, вып. 3. М.—П., 1923; Майков Л. Н., Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки, СПБ, 1899 (гл. «Пушкин о Батюшкове»); Благой «Судьба Батюшкова»); Мейлах Б. С., [Вступ. статья], в кн.: Батюшков К. Н., Стихотворения, Л., 1941; Н. В., Творчество Батюшкова в оценке русской критики, 1817—1820 гг., «Ученые записки Московского гос. ун-та», 1948, вып. 127.

    Раздел сайта: